Поволжский Образовательный Портал

Коллегия Минобрнауки, посвященная инспекционной деятельности в системе образования

Опубликовано 06 июня 2005

2 июня состоялась коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, посвященная инспекционной деятельности в системе образования.

Как сообщает пресс-служба Минобрнауки России, по словам Министра образования и науки Андрея Фурсенко, особую актуальность этому вопросу придает обеспокоенность многих абитуриентов и их родителей качеством образовательных услуг, предлагаемых вузами. Основными докладчиками выступили заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Павел Кондрашов и Елена Геворкян.

П.Кондрашов осветил ситуацию в сфере нормативно-правовых оснований инспекционной работы в образовании. Он рассказал также об основных результатах проверок соблюдения законодательства Российской Федерации органами управления образованием и образовательными учреждениями. Докладчик привел статистику инспекций в сфере соблюдения законодательства за 2004/2005 гг. Тридцатью пятью комплексными проверками в 7 субъектах федерации охвачено 27 региональных и муниципальных органов управления образованием и 64 образовательных учреждения различных типов.

Типичные нарушения – ликвидация или реорганизация образовательных учреждений региональными или муниципальными органами без экспертизы их социальных последствий для детей; пренебрежение нормами материального обеспечения детей-сирот; слабая работа по выявлению детей, не закончивших школу, и по возвращению их за парты; несоблюдение порядка лицензирования, аттестации и госаккредитации. Системный надзор за соблюдением законодательства не ведется, квалифицированных кадров в этой области не хватает, работа с обращениями граждан формальна. В образовательных учреждениях неправильно оформляются уставы; нарушаются правила приема, обучения и отчисления детей; делопроизводство и отчетность страдают во всех проинспектированных регионах.

Е.Геворкян уделила основное вниманию инспектированию качества образования. За 2004/2005 учебный год была дана комплексная оценка деятельности 1100 образовательных учреждений и филиалов. Чтобы исключить субъективизм при выборе объектов, проверяются все образовательные учреждения региона. Такие внеочередные проверки проведены в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях, где проверены 125 вузов и филиалов. Причем только 27 из них (21,6%) полностью выполняют лицензионные требования и обеспечивают должное качество образования (отвечающее ГОС ВПО). Внеочередные проверки Рособрнадзора в следующем году станут регулярными, а для предотвращения создания некачественных филиалов служба будет взаимодействовать с учредителями вузов.

Между тем основным вопросом, поднятым на коллегии, стала эффективность Рособрнадзора. Члены коллегии отказались признать изъяны нормативно-правовой базы работы инспекционных органов (особенно на региональном и муниципальном уровнях) достаточным основанием низкой эффективности службы. На то, чтобы приступить к коррекции законодательства, у службы был год, а создание методических рекомендаций не требует длительных согласительных процедур с Минюстом. Министр образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко пояснил причины пристального внимания коллегии к деятельности Рособрнадзора. Единственной причиной для реформирования образования, по его мнению, является неудовлетворенность состоянием системы. Основная задача инспекционной службы – выявить недостатки и, соответственно, участвовать в формулировании требований и критериев качества. Однако, считает Министр, пока Рособрнадзор не решает этой задачи.

На коллегии выступили также директор департамента по образованию правительства Москвы Л.Кезина, директор департамента образования Ярославской области Т.Степанова, министр общего и профессионального образования Ростовской области Л.Ковалев, министр образования и науки самарской области Е.Коган, начальник главного управления образования администрации Воронежской области Я.Львович. Замминистра образования и науки А.Свинаренко подчеркнул, что времени для подготовки к качественному улучшению российской системы образования «практически не осталось», участие же гражданского общества и деловых кругов в развитии образовательной системы предполагает наличие всесторонней и достоверной информации, которую обязана дать Федеральная служба.

Подводя итог, А.Фурсенко потребовал представить четкие сроки выстраивания законодательного пространства и принципов работы Рособрнадзора по сохранению единства образовательной системы и ее совершенствования в интересах страны. Помимо чисто формальных критериев, заявил Министр, необходимо ввести и учитывать более содержательные требования, которым должны отвечать образовательные учреждения. «Мы должны знать, где и почему 140 тысяч образовательных учреждений страны не соответствуют сформулированным критериям качества», - заключил А.Фурсенко.

 

По материаллам сайта "Большая перемена".

Другие матералы рубрики: