Поволжский Образовательный Портал

Необходим новый "стандарт" среднего образования

Опубликовано 14 июня 2005

В недрах научной и педагогической общественности созрел новый проект "стандартов" образования. В свое время была совершена системная ошибка, когда в закон "Об образовании" была внесена ст. № 7 "О стандарте". Согласно этому закону, в понятие "стандарта" входит максимальная нагрузка, минимальные содержание образования и требования к выпускнику. И вот уже 13 лет все усилия ученых, ведомств, администраторов оказываются бесплодными, потому что они разрабатывают именно эти три параметра.

Все дело в том, что максимальная нагрузка ученика уже определена в "Санитарных правилах и нормах" (необходимости вносить ее в "стандарт" не было). Поэтому работать начали с содержанием образования и с требованиями к выпускнику. И так и не договорились по этим вопросам.

Скорее всего, ни минимальное содержание образования, ни требования к выпускнику не являются теми параметрами, которые можно жестко стандартизировать законом или постановлением правительства. Они определяются договоренностью сообщества. Так же глупо, видимо, с помощью "стандарта" решать, кого нужно проходить в школе: Шолохова или Цветаеву.

На разработку новых "стандартов" было потрачено 9 лет, а кроме того - громадные деньги и силы. Однако стандарты так и не были приняты официально. Впрочем, незадолго до ухода со своего поста, их самостийно утвердил министр образования Владимир Филиппов. Законно это или нет - судите сами.

В новом проекте "стандартов" (он называется "Контуры новых стандартов") декларируется, что "стандарты" не должны устанавливать состава учебных предметов, содержания образования, организационных, медицинских и финансовых ограничений образовательных программ, не должны регулировать форм и способов получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные "стандарты" и обеспечат их исполнение".

Кроме того, не предполагается разделения "стандартов" на федеральный и национально-региональный компоненты.

Главным должны быть Требования к результатам общего образования. А уж они должны быть дополнены федеральным и региональным базисными учебными планами, фиксирующими рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними и описанием фундаментального ядра общего образования. При этом базисные учебные программы по предметам должны давать возможность вариативной реализации содержания образования. Кроме того, Требования к результатам образования должны быть дополнены критериями оценки качества образовательной подготовки. Все это может дополняться другими нормативными документами.

В "стандартах" должны также быть Требования к условиям получения общего образования. Это и кадровое обеспечение учреждений общего образования, и их финансово-экономическое, материально-техническое и информационное обеспечение.

Результатом принятия новых "стандартов", должны стать изменения в ст. № 7 закона "Об образовании". Минимальный проект новой редакции этой статьи закона звучит так: "Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает государственные образовательные "стандарты", определяющие Требования к результатам образования и Требования к условиям получения образования.

По словам члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, "ситуация со "стандартами" требует оперативных решений. Именно в силу нерешенности этого вопроса авторы учебников точно не знают, какое содержание должно быть в учебниках. В результате учебники перегружены, изуродованы... Что делать? Нужно определить точку опоры - фундаментальное ядро общего образования. При этом нужно решить: упрощать школьный курс, или, сохраняя традиционную российскую фундаментальность, избавляться от лишнего. Это ядро должна определить Российская академия наук. Уже есть проекты документов по разным областям знаний с описанием на 25-30 страницах содержания школьного курса. Все это должно публиковаться и обсуждаться в научных кругах, а после этого утверждаться президиумами РАН и РАО. Потом будут создаваться учебники, после чего начнется обучение учителей. Это займет минимум 5-7 лет".

Хочется добавить лишь один пункт: необходимо привлечь к процессу разработки содержания образования - школьных учителей: ведь только им одним известно, что школьники усваивают, а что приходится проскакивать; какого материала должно быть больше, а какого - меньше. Ведь авторами лучших школьных учебников являются сами учителя.

Наталья Иванова-Гладильщикова.

 

Другие матералы рубрики: