Поволжский Образовательный Портал

Качество вуза должны оценивать работодатели

Опубликовано 15 июня 2005

О том, как выбрать вуз для своего ребенка, задумываются все родители. При этом обычно руководствуются слухами, мнением знакомых, негласной репутацией вуза. Рейтинги, публикуемые в специальных журналах и на интернет-сайтах, далеко не всегда вызывают доверие. Очевидно, что назрела необходимость создания независимой оценки качества высшего образования в стране. Она должна помочь не только самим абитуриентам, но и работодателям, оценивающим выпускников "на выходе". Первые шаги в этом направлении уже делаются

Официальный рейтинг вузов Минобразования не слишком информативен для работодателя. В нем рассматриваются формальные показатели ресурсов вузов: книги, площади, ученые степени преподавателей, наличие интернета и компьютеров. Это важно, но есть достаточно примеров, когда и при хороших ресурсных показателях выпускник не пользуется спросом на рынке труда. Возникает вопрос: а что еще нужно учитывать в рейтинге помимо формальных показателей? Для этого необходимы внешние социологические исследования, например, карьерных достижений выпускников вузов.

Владимир ТРОЯН, проректор по научной работе Петербургского государственного университета и научный руководитель нового независимого рейтингового агентства "РейтОР", считает, что рейтинги Минобрнауки в целом неплохо отражают ситуацию, которая сложилась в государственных вузах. Но достаточно ли этой информации абитуриентам и родителям для принятия решения, в какой вуз идти? Ведь из 3200 вузов России лишь около 650 являются государственными. Остальные - это негосударственные вузы и филиалы. Информацию по ним родители и абитуриенты могут получить из рекламных проспектов или на сайтах. Но максимум, что можно проверить, - это наличие лицензии или аккредитации. За последние 10 лет было открыто более 1000 филиалов. Многие из них не дают качественного образования. Но пока нет рейтингов, достоверно отражающих уровень этих вузов.

Что касается системы зарубежного рейтингования, то оно уже имеет сложившиеся традиции. Наиболее развитые университеты США 14 млрд долларов получают только за счет экспорта образовательных услуг. Этому во многом способствует система открытого рейтингования. В Америке признанный профессиональным сообществом рейтинг по 50 ведущим вузам США начал публиковать в 1983 году журнал US News and World Report. В его основу легли два показателя: репутация вуза и карьерный рост выпускников. Сегодня ряд известных изданий - такие, как Times, Newsweek, Guardian и другие, - публикуют рейтинги вузов на основе их вклада в общественное развитие. Среди главных критериев, которые используются в западных рейтингах: 1) оценка вуза академическим сообществом; 2) оценка работодателями; 3) какой конкурс был в этот университет; 4) количество студентов, избравших научную деятельность; 5) количество членов национальной академии; 6) количество преподавателей, имеющих докторскую степень. Всегда важно и количество иностранных профессоров с мировым именем.

По мнению Владимира Трояна, у нас совсем не используются 1-й и 2-й критерии.

Об отсутствии в рейтингах второго пункта западных рейтингов (оценка вузов работодателями) говорил и генеральный директор рекрутингового агентства "Контакт" Анатолий КУПЧИН. По его словам, если на 3-м курсе студент еще не работает по специальности, то у него нет шансов в будущем сделать карьеру: ведь уже в 25 лет сегодня происходит главный карьерный рывок. "Контакт" ведет исследование карьерных продвижений выпускников московских вузов. Интересно, что, по оценке агентства, лишь 600 выпускников способны эффективно продвинуться в бизнесе.

Сегодня перед российской системой образования стоит задача создания системы общественно-государственной аккредитации.

Рейтинг 500 лучших университетов мира, построенный Институтом высшего образования Шанхайского университета, 2004 г. (первая десятка)

1. Гарвардский университет (США).

2. Стэнфордский университет (США).

3. Кембриджский университет (Великобритания).

4. Университет Беркли (США).

5. Массачусетсский технологический институт (США).

6. Калифорнийский технологический институт (США).

7. Принстонский университет (США).

8. Оксфордский университет (Великобритания).

9. Колумбийский университет (США).

10. Чикагский университет (США).

Наталья Иванова-Гладильщикова.

Другие матералы рубрики: