Поволжский Образовательный Портал

Солдат, студент и государство

Опубликовано 19 августа 2005

Скоро в вузах начнется новый учебный год. Студенты закончили практику, возвращаются с отдыха, созваниваются с приятелями. Я, будучи отцом двух студентов, слышу, о чем ведутся разговоры. Первая и главная тема - не девочки, не заработанные деньги, не учеба, а грядущая отмена отсрочек и поголовный призыв в армию. Летом Министерство обороны выступило с инициативой обрить лбы всем студентам без разбора. Это уже не первая попытка, но страна огромная всякий раз поднималась - и Минобороны окапывалось на заранее подготовленных позициях. Теперь новый приступ - общество стало совсем вялым, и в летнюю кампанию 2005 года удалось продвинуться много дальше. Даже министр образования и науки поддержал атаку на свой контингент. Единственной ответной вылазкой стало учреждение Лиги за отмену призыва, которую создали неуемные демократы Лев Пономарев и Валерия Новодворская.

Понятно, что с призывом у нас просто швах. Из 100 юношей в армию идут только семеро. Надо говорить прямо: это самые неудавшиеся из молодых людей, с минимальным образовательным уровнем, с низкими способностями. Похожая картина была в европейских армиях до XIX века. Армии собирали из людей, не имевших корней в обществе, часто просто его отбросов. Любопытно, но такую армию следовало бы назвать профессиональной и контрактной. Лучшей из них была прусская, вымуштрованная в соответствии с традициями Фридриха II. (Ему принадлежит актуальная и сегодня военная мудрость: "Голодной армии для поднятия духа полезно видеть сытого короля".) В 1806 году прусская армия была наголову разбита Наполеоном, который собрал войско из свободных граждан.

И тогда Пруссия провела военную реформу, ставшую примером по всему миру, кроме России, где реформатор Милютин был отставлен Александром III. В Пруссии сделали ставку на уровень образованности офицеров. Реформа совпала с научно-технической революцией, с появлением военных технологий. В 1871 году франко-прусская война закончилась безоговорочным разгромом Франции, чему Бисмарк дал вошедшее в историю объяснение: "Войну выиграл прусский учитель".

После Второй мировой войны, когда судьбу военных столкновений стала предопределять техническая вооруженность, эту теорию развил Самюэль Хантингтон в работе "Солдат и государство", ставшей библией для американских военных академий. Хантингтон считает, что главное для современной армии - не способ ее формирования, не подготовка солдат и сержантов, а профессионализм офицеров. Бестолковое войско Ирака продемонстрировало, как нелепо выглядят потуги противостоять технически оснащенной и грамотной армии. Но наши генералы, как при царе Горохе, предпочитают брать не качеством, а количеством. Недавний министр обороны Игорь Сергеев говорил, что в военных академиях делают упор на изучение опыта Великой Отечественной войны.

Слабая подготовка офицеров - главная беда армии. Но в разговорах о военной реформе неудобной для Минобороны теме места нет. Признаться в некомпетентности дилетант не может, но очень любит решать свои проблемы за счет других. Да, армии всегда не хватает грамотных и здоровых солдат, но не это должно быть направлением главного удара. Что делается для повышения грамотности офицеров, неясно. А результат очевиден. Число аварий в Российской армии за гранью приличий. Последний пример - эпопея с батискафом "Приз", который мы не смогли поднять со дна, потому что не справились с программным обеспечением спасательных аппаратов. Если военные берутся запускать коммерческие спутники, старты оборачиваются провалом. Торжественные ракетные стрельбы не спасает даже присутствие президента РФ - снаряды улетают черт-те куда. Только что перед морским парадом мы умудрились подорвать на мине лучший сторожевой корабль "Неукротимый". О трагических ошибках военных стратегов в Чечне знают даже домохозяйки.

Студент, конечно, может отслужить в армии. Но армию это качественно не улучшит, а государству очень навредит. Массовый вывод специалистов из экономики в казармы еще более понизит конкурентоспособность страны и ударит по ее обороноспособности. Технику, которую потом губят офицеры, делать будет просто некому. Затея Минобороны сродни покраске травы перед визитом в часть высокого начальства. Грамотный студент даже в кирзачах не будет исполнять указы плохо обученных офицеров, что еще более расшатает нестройные армейские ряды.

Сергей Лесков.

 





Другие матералы рубрики: