Поволжский Образовательный Портал

В скором времени вместо одного вида бюджетных учреждений (БУ) в сфере образования будет как минимум четыре. Появятся еще ГМАНО, ОУ и АУ

Опубликовано 29 мая 2006

В чем между ними разница? Лишь в степени их коммерциализации. Госбюджет у нас не резиновый, и содержать многочисленные школы, колледжи и вузы с каждым годом все труднее. Поэтому умные головы в Министерстве образования и науки придумали, как снизить нагрузку на казну. Появятся несколько новых типов учебных заведений, которые, оставаясь формально государственными, будут сами себя обеспечивать. По степени коммерциализации их можно расположить в следующем порядке: ОУ—АУ—ГМАНО.

ОУ (образовательные учреждения) останутся наиболее близкими к бюджетным. Но в отличие от них смогут покупать на свои внебюджетные деньги имущество, оборудование, а также полностью распоряжаться им. Например, сдавать помещения в аренду, использовать для научных разработок и т.д. Полученная прибыль останется в распоряжении ОУ. Оно даже будет вправе брать банковский кредит на свое развитие. Единственное, что оно не сможет сделать, — это использовать не по назначению то имущество, которое ему дал учредитель.

АУ (автономные учреждения) более самостоятельны. Государству будут принадлежать только основные фонды — учебные корпуса, общежития, лаборатории, наиболее ценное оборудование. Всем остальным станет распоряжаться ректор. За ним будет присматривать Попечительский совет. А то мало ли что… Часть студентов АУ будет готовить по госзаказу и получать за это из бюджета деньги, а остальных станет учить по коммерческому принципу. Вся прибыль, полученная от этой деятельности, разумеется, останется в распоряжении самого вуза. По сути, это будет полугосударственное учебное заведение.

ГМАНО — государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация. Она является самой продвинутой в экономическом плане: может полностью распоряжаться всем имуществом, брать любые кредиты, сдавать в аренду помещения и пр. Студенты там будут учиться, очевидно, только на коммерческой основе. Государство же будет выполнять лишь функции надзора — следить за соблюдением госстандартов, учебных планов и программ. В конце обучения госкомиссия примет у студентов экзамены и выдаст им дипломы государственного образца. Разумеется, только самым достойным. ГМАНО наиболее близко стоит к частным учебным заведениям. Зато и работает максимально эффективно: само ищет студентов, само их учит, само себя содержит. Государство получает лишь готовый продукт — специалистов.

Но чтобы все эти новые формы учебных заведений стали реальностью, необходимо внести изменения в целый ряд федеральных законов. А дело это не скорое. Очевидно, раньше 2007 года наши законодатели не управятся…

По материалам газеты Московский Комсомолец.
 

Другие матералы рубрики: