Поволжский Образовательный Портал

Андрей Фурсенко: “Чиновникам незачем получать ученые степени!”

Опубликовано 05 июня 2006

 Количество реформ в системе образования, как в сказке, растет не по дням, а по часам. Чиновники не устают рассказывать о светлом будущем, которое ждет учеников и учителей. А что думают о своей доле сами граждане? Это министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко смог узнать, лично побеседовав с россиянами. Три часа мамы и папы, бабушки и дедушки, юноши и девушки со всей страны атаковали Андрея Александровича телефонными звонками.
 “Учебники у нас, мягко говоря, не оптимальны”
     — Я возмущена школьными программами по биологии. Мы изучали сравнительную анатомию на 5-м курсе биофака, а сейчас о ней пишут в учебнике 7-го класса. В 9-м надо пройти то, что раньше было в 10-м и 11-м классах. Это просто нереально для нормальных детей!
     — Согласен: учебники и стандарты образования сейчас, мягко говоря, не оптимальны. Мы ведем работу по новым образовательным стандартам: чтобы головы детей не забивали огромным количеством информации. Это просто бессмысленно. Кроме того, Российская академия наук и Российская академия образования проводят экспертизу по оценке качества новых учебников. Значительное количество книг уже изъято из школьных списков: зачастую их создавали не для того, чтобы чему-то научить, а для галочки. Мол, специалист выпустил еще одно новое пособие. Будем проводить работу и по возвращению тех учебников, которые зарекомендовали себя еще в нашем детстве.
    
     — Лидия Борисовна беспокоит, учитель с 40-летним стажем. Хочу внести предложение по изменению режима учебы. В школьное расписание надо включать не более 3 предметов в день, но отводить на каждую дисциплину по два часа. Тогда и учителя смогут углубленнее объяснить материал, и школьникам будет проще готовиться, и родителям станет легче уроки проверять...
     — Да, я помню, у меня в детстве были иногда сдвоенные уроки. Хотя если все расписание составить таким образом, на какие-то предметы просто не останется часов. А по иностранному языку, например, нужны регулярные занятия: чем чаще, тем лучше. Но в целом идея разумная, я ее нашим методистам предложу. Только не забывайте: решение о конкретном расписании принимается на уровне школ.
    
     — По-моему, наше общее образование слишком уж общее. Я, правда, учусь в вузе, но и у нас есть такие предметы! Например, безопасность жизнедеятельности. То, что читают на лекциях, совершенно бесполезно. Лишь один раз изучали искусственное дыхание на манекене.
     — В самом названии предмета ничего плохого не вижу: жизнь наша небезопасна и какие-то вещи надо знать. Всегда хочется, чтобы не возникло экстремальных ситуаций, но они возникают. И в случае ЧП важно уметь сориентироваться. Однако я попрошу методистов просмотреть программу еще раз и, может, обновить ее.
“Знания, которые стоят за медалью, всегда пригодятся”
    — Дочка заканчивает 9-й класс. Она хорошо учится, но это так тяжело. Есть ли смысл настраиваться на золотую медаль? Чего будет стоить такая награда через два года?
     — В любом случае гордость за полученную медаль остается на всю жизнь. И знания, которые стоят за медалью, всегда пригодятся. А что касается привилегий, которые сейчас дает “золото” при поступлении в вуз, не исключаю, их не будет. Хотя сейчас медаль тоже далеко не всегда играет ту роль, на которую рассчитывают родители. Мне недавно рассказали знакомые: их дочка решила принципиально не получать медаль. Якобы когда в вуз подают документы медалисты, к ним более жесткое отношение... Специально ломать свою жизнь только ради того, чтобы получить “золото”, может, и не стоит. Это от вашей дочери зависит: нужна ей медаль или нет.
    
     — Что вы можете сказать о тенденции сокращения бюджетных мест в вузах?
     — Общее сокращение связано с демографическим спадом: резко уменьшается количество выпускников школ. Например, к 2008 году количество выпускников сократится на 30%. А последние пять лет в вузы поступало больше людей, чем заканчивали школы: кто-то получал второе высшее образование, кто-то не смог поступить еще в 90-е годы. Но сегодня этот так называемый отложенный спрос исчез. Скоро будет конкурс на абитуриентов, а не на вузы.
     В ряде случаев сокращаются бюджетные места по тем специальностям, где уже существует переизбыток специалистов. Немного сократились места юристов и экономистов в непрофильных вузах. Зато бюджетные места для медиков, педагогов, специалистов в области агропромышленного комплекса даже увеличиваются.
     
     — Я отработал в сельской школе 31 год, заработал пенсию 2800 рублей. Сейчас мне предлагают должность сторожа. А у меня сын-студент. И хотя он учится бесплатно, общежитие дают только коммерческое за 2 тысячи рублей в месяц. Я эту сумму никак не потяну. Можно ли сделать так, чтобы студентов, поступивших на бюджетные места, обеспечивали недорогими общежитиями?
     — Я недавно обсуждал этот вопрос с ректорами педвузов в Петербурге. Общежитий катастрофически не хватает. Тем не менее мы их строим. Ситуация улучшится через три-четыре года. Вам, учитывая вашу профессию, я постараюсь чем-нибудь помочь.
“20 лет мы не знали, кто такой классный руководитель!”
     — Слышала, как вы сказали по ТВ, что повышение зарплаты учителю не повысит его производительность труда. Что вы имели в виду? У меня дочь — педагог. Со всеми надбавками получает всего пять с половиной тысяч рублей. Зато требований к ним предъявляют все больше...
     — Введение отраслевой системы оплаты труда позволит увеличить зарплату вдвое уже в течение ближайших 2,5—3 лет. Но вместе с этим надо добиваться, чтобы улучшалось качество преподавания. Далеко не все учат сегодня так, как учили в свое время нас с вами. Поэтому мы создаем систему переподготовки педагогов, новые учебники, дистанционное обучение для учителей.
     — Выходит, работу учителя будут контролировать все кому не лень, вплоть до детей. Когда мы идем к врачу, мы не учим его, как нас лечить, а тут детей настраивают, что учитель им обязан...
     — Я считаю: не мы для врача, а врач для нас. То же с учителем — если родители будут понимать, что учитель работает для них, это только поднимет статус педагога. Школа создана ради детей: к ним надо быть доброжелательным, давать те знания, которые пригодятся в жизни.
    
     — Классным руководителям стали выплачивать ежемесячную надбавку. Означает ли она увеличение обязанностей педагога?
     — Когда мы начали определять надбавки, выяснилось, что ни в одном нормативном документе вообще не присутствует официальное понятие “классный руководитель”. Поэтому нам впервые за последние 20 лет пришлось разработать новый методический документ и указать в нем, что должен делать классный руководитель. Свои рекомендации министерство разослало в регионы, а там уже стали разрабатывать конкретные требования. Тем не менее речь не идет о каких-то принципиально новых вещах: мы просто постарались сформулировать то, что раньше классный руководитель делал и так.
С ученой коррупцией надо бороться
     — В последнее время наши чиновники ринулись получать звания докторов и профессоров. Почему они так легко получают то, ради чего другие работают годами?
     — С вашей постановкой проблемы абсолютно согласен. Считаю, что чиновнику незачем получать ни звание профессора, ни научные степени. Если он занимается своим делом, пусть им и занимается. По собственному опыту знаю: одновременно вести и научную, и административную работу крайне сложно, если вообще возможно. Что касается степеней докторов и кандидатов наук, мы приняли новое положение по Высшей аттестационной комиссии, в котором существенно ужесточили требования к кандидатским и докторским диссертациям. Это должно создать барьеры для тех, кто, не занимаясь наукой, хочет иметь ученые звания. А про университеты, раздающие ученые звания чиновникам, от которых вузы в какой-то степени зависят, могу сказать: это самая настоящая коррупция.
    
     — Прошли слухи, что скоро примут закон, по которому школы станут называть предприятиями и организациями, разрешат их приватизировать. Не получится ли в итоге та же картина, как и с детсадами: то есть будет нехватка госшкол по Москве?
     — Не верьте слухам. Закон по автономным учреждениям ни в коем случае не подразумевает даже возможность приватизации. Единственное, о чем сегодня идет речь, — о предоставлении большей самостоятельности руководству школ, директорам. В обозримом будущем в министерстве вопрос о приватизации подниматься не должен. Насколько знаю, такой же позиции придерживается московское руководство.
     
      По материалам газеты Московский Комсомолец.
 

Другие матералы рубрики: