Поволжский Образовательный Портал

Коррупция в системе образования

Опубликовано 06 июня 2006

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов на тему коррупции в системе среднего и высшего образования и путях ее преодоления.

В целом результаты борьбы с коррупцией в России за последний год отмечают менее трети (30%) опрошенных, в их числе лишь 3% считают, что в этом направлении делается многое, и 27% полагают, что результаты есть, но они слишком незначительны. Немногим менее половины респондентов (44%) считают, что все остается, как было, а 21% опрошенных заявляют, что коррупция только усиливается. При этом сторонники ЛДПР, «Единой России» и «Родины» чаще других указывают на позитивную динамику, а сторонники КПРФ - на негативную.

Среди респондентов, указавших, что в их семьях есть или были за последние 3 года школьники, а таковых оказалось 40%, лишь каждый пятый (8%) ответил, что ему не приходилось в связи с их обучением нести какие-либо неофициальные расходы. Такие расходы вынуждены были делать подавляющее большинство респондентов, имеющих в семьях школьников, во всех группах опрошенных, выделенных по полу, возрасту, образованию, уровню доходов.

Самые распространенные неофициальные расходы в связи с обучением школьников - на охрану, уборку, техническое оснащение школы и класса (их отмечают 38%), дорогие подарки учителям на дни рождения и по поводу других праздников (14%), индивидуальное репетиторство, платные дополнительные уроки у школьных учителей (10%), платные групповые факультативные занятия (8%). Реже указываются расходы за поступление в школу и за хорошие отметки, в том числе на экзаменах (по 2%).

Среди тех, кому приходилось нести такие расходы, 40% отмечают, что за учебный год их сумма составляет менее 1000 рублей, 26% - до 2000 рублей, 21% - до 5000 рублей и 13% - от 5000 рублей и выше. Сумма расходов во многом определяется доходами респондентов. В группе с ежемесячными доходами на члена семьи 1500 рублей и ниже большинство опрошенных (60%) тратят менее 1000 рублей за учебный год, в группе с доходами 5001 рубль и выше большинство (56%) расходуют 2000-4999 рублей.

Среди респондентов, в семьях которых есть студенты, абитуриенты, или они сами являются студентами, абитуриентами, подавляющее большинство (19-22% из 24%), напротив, указывают, что им не приходилось за последние 3 года нести неофициальные расходы. К таковым относятся необходимость нанимать репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление, или платить неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление, или платить неофициально, «на руки» преподавателям деньги за экзамены, зачеты во время сессий. Признались, что у них были подобные расходы, 2-5% опрошенных, или 8-20% от исследуемой группы. Назвали конкретные суммы еще меньше опрошенных, и это не позволяет нам составить полное представление о «расценках». Можно лишь отметить, что фигурировали суммы до 50 тыс. рублей.

В борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе образования респонденты чаще всего возлагают надежды на такие меры, как более жестокое наказание взяточников (45% считают, что это может предотвратить коррупцию), повышение зарплаты преподавателям (41%). Несколько реже россияне предполагают, что эффективным могло бы быть введение наказания для родителей-взяточников (23%), превращение всех дополнительных расходов в официально платные (22%). Менее всего энтузиазма вызывает предложение сделать платным все образование: лишь 11% полагают, что это может предотвратить коррупцию. 21% если и допускают улучшение, то несущественное. А большинство россиян (56%) считают, что на уровень коррупции это никак не повлияет.

Введение единого государственного экзамена оценивается россиянами скорее скептично: 16% выражают надежду, что эта мера способна преодолеть коррупцию, 27% думают, что если она и поможет, то несущественно, более трети респондентов (36%) считают, что это никак не отразится на уровне коррупции, а каждый пятый опрошенный (21%) затрудняется выразить свое мнение.

Об этом сообщает агенство ИТАР ТАСС.

Другие матералы рубрики: