Поволжский Образовательный Портал

Академию наук могут лишить функций управления собственным бюджетом и имуществом

Опубликовано 29 июня 2006

Многие институты РАН превращаются в хозяйствующие субъекты, научная жизнь там останавливается, вместо активно работающих лабораторий – пыльные коридоры. Лишить Академию прав управления имуществом и деньгами, часть академических институтов передать еще пока не образованному федеральному агентству по Фундаментальным исследованиям, часть слить с университетами, а остальное попытаться продать.

Появившаяся в минувшую пятницу информация о том, что правительство России планирует забрать у Российской академии наук право распоряжаться своим имуществом и распределять бюджетные средства между институтами, то есть превратить ее в «клуб ученых», произвело эффект разорвавшейся бомбы. Точнее, недоразорвавшейся, поскольку от Министерства образования и науки РФ никакой внятной реакции не последовало.

Со ссылкой на неназванные источники сообщалось, что в правительстве готовится план покончить с научным монополизмом академии, лишить ее прав управления имуществом и деньгами, отнять у нее институты, часть из которых передать еще пока не образованному Федеральному агентству по фундаментальным исследованиям, часть слить с университетами, а остальное попытаться продать коммерсантам, буде они в научном продукте продаваемых институтов окажутся заинтересованы. Чтобы академики особенно не кричали, их семисотдолларовую стипендию предполагается повысить на порядок, хотя согласованных цифр на этот счет пока не имеется. План этот, дескать, уже готов и в конце июля будет предоставлен правительству на рассмотрение.

Смысл официального пресс-релиза, выпущенного по этому поводу Министерством образования и науки РФ, сводился лишь к тому, что министерство (МОН) пытается вместе с РАН провести в академии соответствующие реформы, но пока не очень-то получается, и это министерских руководителей очень тревожит. На вопрос корреспондента «НГ», соответствует ли действительности утечка информации, пресс-служба отвечать отказалась – она не подтвердила и не опровергла этих сведений.

«Нас кастрируют! – заявил «НГ» академик Николай Пономарев-Степной. – Уничтожают Академию наук. Петр Великий создал ее, а теперь кто-то решает, что ее надо ликвидировать. То есть, конечно, понятно, нужны какие-то обновления, все это – ради Бога, но нельзя же уж так-то. Не надо мельтешить».

Ирина Преснякова, руководитель пресс-службы РАН, считает, что это – «пробный шар», вброс информации, сделанный, чтобы узнать, как к ней отнесутся. «Обвинения в адрес академии надуманны и во многом несправедливы, мы уже неоднократно их опровергали, – заявила она в беседе с корреспондентом «НГ». – Например, утверждают, что, сокращая штаты, мы делаем это в эффективно работающих институтах, а неэффективные не трогаем. Это полная чепуха, потому что сокращаются штаты во всех институтах и решение по этому поводу принималось каждым отделением по каждому отдельному институту».

Утечка информации, по какой бы причине она ни проводилась, напомнила старый вопрос, на который ответа по сию пору не имеется: что делать с академией, раз уж она так плохо работает?

Борис Салтыков, министр науки с 1991 по 1996 г., первый инициатор академических реформ, считает, что ничего нового в шокирующих планах правительства не содержится, даже если эти планы и соответствуют действительности.

«Превратить академию в «клуб ученых»? Это не ново, этот вариант рассматривался всерьез еще 15 лет назад, вопрос в том, как его реализовывать, – заявил он корреспонденту «НГ». – Я первый говорил, что Академия наук – это мощнейший брэнд, созданный, кстати, отнюдь не теми, кто на нем сегодня паразитирует, брэнд, которого ни в коем случае нельзя лишаться. Я часто задумываюсь: может быть, вообще не стоит трогать эту организацию? Фундаментальные науки, что бы там ни говорили, и сегодня находятся на периферии государственных интересов. Как сказал когда-то Хрущев, «реформировать академию – это все равно что стричь свинью – визгу много, а толку мало». Но если уж заниматься этим, то заниматься надо всерьез, а серьеза-то как раз я и не вижу. 460 институтов, кто еще сможет сегодня управлять ими? Новое федеральное агентство? Если оно будет создано на основе старого, я имею в виду нынешне федеральное Агентство по науке и инновациям, то ничего не получится, я бы ни за что им такой функции не передал. Его кадровый потенциал совершенно таким задачам не соответствует, хотя бы даже количественно».

По мнению Салтыкова, МОН в его нынешнем состоянии не способно заменить РАН. Нужна, считает он, совершенно новая система управления, которую еще непонятно как создать, а перед ее созданием нужно все очень тщательно взвесить.

«Ни для кого не секрет, что Академия умирает, – говорит Салтыков. – Многие ее институты превращаются в хозяйствующие субъекты, научная жизнь там останавливается, вместо активно работающих лабораторий – пыльные коридоры, и с этим действительно что-то надо делать. И прежде всего нужен серьезный аудит. И не говорите мне, что такой аудит невозможен, поскольку-де на его пути схлестывается множество интересов. Все это возможно при наличии жесткой воли, которой наш президент, как мы неоднократно могли убедиться, располагает, когда ему это нужно. Нужны независимые эксперты от одного, двух, трех министерств, которым следует хорошо заплатить, нужно создать систему, нужна серьезная работа, а если просто так, «завтра все меняем наоборот» – это ужас».

Повторимся – пока не известно, насколько соответствует действительности информация о планах превращения Академии наук в «клуб ученых», Министерство образования и науки отмалчивается. Но даже если это просто «пробный шар», пущенный с целью узнать реакцию, несомненно одно – это прямое и недвусмысленное объявление войны, войны МОН против РАН.


Государство и Академия наук в современной истории России

Указ президента РСФСР от 21 ноября 1991 г. № 228 «Об организации Российской академии наук».

Указ президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации».

Указ президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. «О государственных научных центрах Российской Федерации».

Указ президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. № 1372 «О мерах по материальной поддержке ученых России».

Указ президента РФ от 2 марта 1995 г. № 233 «О Совете по научно-технической политике при президенте Российской Федерации».

Указ президента Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 593 «Об установлении размеров государственных научных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России».

Указ президента Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 1191 «О Дубинине С.К. и Осипове Ю.С.». («В целях более всестороннего и обоснованного решения правительством Российской Федерации вопросов постановляю: Согласиться с предложением председателя правительства Российской Федерации об активном участии председателя Центрального банка Российской Федерации Дубинина С.К. и президента Российской академии наук Осипова Ю.С. в деятельности правительства Российской Федерации, обсуждении и выработке решений наравне с членами Президиума правительства Российской Федерации».)

Указ президента Российской Федерации от 25 января 1996 г. № 93 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи».

Указ президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 558 «О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук».

Постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 633 «О грантах президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых – докторов наук и государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации».

Указ президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки». («Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной задачей».)

Указ президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 903 «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки».

Федеральный закон от 23 августа 1996 г № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Постановление правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 543 «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации».

Распоряжение правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1142-р «Об образовании Правительственной комиссии по реформированию научной отрасли».

Указ президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1171 «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий».

«Концепция реформирования российской науки на период 1998–2000 годов». Одобрена постановлением правительства РФ от 18 мая 1998 г. № 453.

Письмо президента РФ от 30 марта 2002 г. № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

«Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки». Одобрена на коллегии Министерства образования и науки РФ, август 2004 г.

Поручение президента РФ правительству России «О модернизации академического сектора науки», октябрь 2004 г.

Постановление правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 об утверждении «Пилотного проекта по совершенствованию системы оплаты научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров РАН».

По материалам Независимой газеты.

Другие матералы рубрики: