Поволжский Образовательный Портал

Студенты популярных вузов могут остаться без работы

Опубликовано 07 августа 2006

Вступительные экзамены в вузах завершились. Но даже если абитуриент приобрел славное звание студент, радоваться рано. Пока он будет проходить обучение, его специальность может оказаться невостребованной. И, может, уже сейчас имеет смысл задуматься, а совпадает ли спрос на профессии со стороны абитуриентов и работодателей?

Охотно идут учиться на любое "управление" - от государственного и муниципального до антикризисного. Традиционно востребован "дизайн" - от квартирного до ландшафтного. А служивший когда-то синонимом скуки "бухучет" теперь бьет все рекорды массового спроса. В цене, да в немалой, и "политология", готовящая смену переквалифицировавшимся доцентам кафедр марксизма-ленинизма. Не жалуются на отсутствие конкурса приемные комиссии юридических и экономических вузов.

Но так ли востребованы эти специальности на рынке труда или он живет по своим законам? "Наибольшим спросом на сегодняшний день пользуются специалисты в области продаж, административный персонал, финансисты, маркетологи и специалисты по логистике, - считают эксперты рекрутинговой компании "АНКОР". - Что касается специалистов в области продаж, то на сегодняшний день это, пожалуй, наиболее востребованная профессия, хотя сами соискатели обыкновенно ей пренебрегают, ошибочно сравнивая с рыночной торговлей".

По данным компании "АНКОР", существенно вырос спрос на специалистов по логистике, что обусловлено развитием этой сферы рынка, и скорее всего эта тенденция будет продолжаться. Что касается административных позиций, то здесь наиболее востребованы секретари приемной и административные ассистенты различных категорий. По-прежнему актуальна, например, профессия юриста. Развивается и рынок частных медицинских услуг - выпускники медицинских вузов имеют очень широкие перспективы для трудоустройства.

А вот трудности с поиском работы могут в ближайшее время возникнуть у людей с общим гуманитарным образованием, в особенности без опыта работы. И все же человек активный и деятельный всегда сможет трудоустроиться. Многие рекрутеры констатируют повышение требований к специализации соискателей. Раньше просили просто "специалистов в области маркетинга", теперь заказывают маркетологов - отдельно, рекламщиков - отдельно. А вот высокий уровень образования может даже навредить. То, что соискатели закончили аспирантуру или имеют второе высшее, работники кадровых агентств зачастую вынуждены скрывать. Чтобы не отпугнуть потенциальных работодателей, которые "слишком умных" и "чересчур амбициозных" не любят.

Будущая карьера во многом зависит и от того, насколько правильно выбран вуз. Сейчас фирмы по подбору персонала ориентируются на выпускников МГУ, МГТУ и Российского университета дружбы народов. В ходу и другие вузы с "биографией". Допустим, говорят в одном из кадровых центров есть крупный заказ на менеджеров и маркетологов. Тогда их в первую очередь ищут среди выпускников государственных университетов, Высшей школы экономики, реже - Российской экономической академии им. Плеханова. Нужны специалисты со знанием языков - есть Университет имени Мориса Тореза, нужны обладатели диплома Master of Business Administration - котируются Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" и учредившая ее "Плешка", а также МВА, полученные в Великобритании и Штатах.

Впрочем, сегодня практически все крупные работодатели стремятся сотрудничать с вузами. Например, охотно берут студентов старших курсов на стажировку в компанию или проводят специальные программы по подбору специалистов: договариваются с вузом о проведении тестирования, "ярмарок вакансий", презентаций, способствующих выявлению лучших студентов, которых затем берут на работу и обучают внутри фирмы. Чаще всего на участие в таких программах могут рассчитывать студенты технических специальностей.

Михаил Гуревич.

 

Другие матералы рубрики: