Поволжский Образовательный Портал

Каждому предприятию - свой вуз?

Опубликовано 15 сентября 2006

Минобрнауки вместе с Государственным университетом - Высшей школой экономики - и Росстатом провели мониторинг экономики образования. Результаты исследования оказались интересными. Получается, что бизнес по-прежнему требует всё больше вузовских выпускников, но в то же время сворачивает свои отношения с государственной системой образования и создаёт свою.

Как и раньше, предприятия, в том числе и частные, не удовлетворены качеством специалистов, подготовленных для них вузами. Как свидетельствуют результаты исследования, не менее 38 процентов принятых на работу молодых специалистов нуждаются в немедленном переобучении. На доводку каждого из них предприятие в среднем теряет от одного до трех месяцев. Но теперь доучивать своих специалистов в системе образования бизнес не хочет. За последний год до половины служащих, около трети специалистов и четверть руководителей предприятий прошли переобучение не в учебных заведениях, а на производстве - на своем предприятии или в его филиалах и структурах, в компаниях-партнерах или за рубежом.

Более того, оказалось, что за последний год бизнес практически создал собственную, альтернативную систему образования. Вот новые данные. 29 процентов предприятий завели свои образовательные учреждения, 11 - учебные центры, 15 - курсы переподготовки, по 2 - собственные ПТУ с колледжами и техникумы, а еще 2 процента - даже собственные вузы. Именно с ними предприятия теперь предпочитают иметь дело при подготовке кадров любого уровня. В крайнем случае, вместо официальных образовательных учреждений они направляют своих работников для обучения на другие предприятия. Как видно, вузы и техникумы теряют рынок дополнительного образования.

В прошлом году две трети предприятий (65 процентов) вообще отказались от сотрудничества с вузами (в 2004 году - 51 процент). Еще хуже ситуация в среднем и начальном профобразовании. От сотрудничества с техникумами и колледжами в 2005 году категорически уклонились 71 процент и 67 процентов предприятий. А те, что еще сохраняют связи с системой образования, резко сокращают свое присутствие там. И в первую очередь сворачивают долгосрочные формы сотрудничества - организацию практик и договоры о целевой подготовке студентов. Если в 2004 году их имели почти четверть предприятий, то в 2005 году только 13 процентов.

На частные инвестиции в образование тоже надежды мало. Они заметно смещаются от основного профобразования к дополнительному. Более того, основное образование все больше рассматривается как чисто формальное, обеспечивающее лишь корочку диплома и отсрочку от армии.

А вот надежду получить реальную квалификацию теперь связывают с дополнительным образованием, которое, по данным исследования, все чаще получают параллельно с основным. Эту практику, кстати, поощряют и работодатели. В итоге доля получивших платное дополнительное образование одновременно с бесплатным основным возросла за последний год втрое и составила 18 процентов.

Специалисты полагают, что переломить ситуацию поможет приоритетный национальный проект "Образование", который создаст условия для развития лидеров образования, а также будет способствовать реализации специальных мер государства, направленных на развитие самостоятельности учебных заведений и поощрение участия бизнеса в подготовке специалистов. Тут бизнес имеет в виду налоговые льготы на суммы, потраченные на эти цели.

Проведенные в Госдуме различные парламентские слушания и "круглые столы" показали, что современная система образования в России не отвечает в полной мере требованиям современной экономики. Констатировалось, что в условиях неэффективной работы системы профессиональной ориентации молодежи значительная часть молодых специалистов по окончании вузов не работают по полученной специальности. Квалификация выпускников зачастую не позволяет им быстро и эффективно включиться в производственные процессы, в результате чего работодатели вынуждены тратить существенные средства на переподготовку молодых специалистов, их обучение базовым навыкам, необходимым в практической работе. Законодатели сожалели: все эти факторы приводят к тому, что экономический потенциал молодежи используется далеко не полностью. И выражают намерение подготовить законопроект, устраняющий препятствия, которые мешают бизнесу реально вкладывать деньги в образование. Тем более что Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию затронул тему участия бизнеса в национальном проекте "Образование" и заявил о поддержке предпринимателей, готовых финансировать университеты посредством специальных фондов развития, и о формировании системы образовательных кредитов.

Президент призвал продумать вопрос о совершенствовании законодательства, стимулирующего такие расходы и создающего необходимые гарантии. О каких гарантиях может идти речь? Очевидно, Президент имел в виду устранение препятствий, которые мешают бизнесу реально вкладывать деньги в образование, не дают развивать систему подготовки управленческих кадров. Сегодня расходы бизнес-структур на образовательные программы подготовки персонала могут осуществляться только из прибыли компаний и не могут быть отнесены на себестоимость продукции. Большие сложности возникают у корпоративных университетов - центров обучения и переподготовки кадров. Предприятие не может без уплаты НДС передать вузу необходимое оборудование, а средства на подготовку персонала должно отчислять только из прибыли. Необходимо разработать законопроект, чтобы бизнес мог вкладывать деньги в образование, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:

В Госдуме не раз обсуждались разные законопроекты по взаимодействию работодателей и системы профессионального образования. К сожалению, мы не вышли пока к конкретному законодательному решению, и я не думаю, что все так просто: принять один или несколько законов и считать, что проблема решена. Те тенденции, которые имеются в экономике и в системе образования, к сожалению, трудно взаимодействуют. Трудно сделать так, чтобы те преобразования, которые идут в системе образования, адекватно отражали преобразования в экономике. И проблема, на мой взгляд, в том, что очень трудно прогнозируются как рынок труда, так и рынок образовательных услуг. Еще у нас идет один процесс, который нельзя назвать позитивным, - демографический спад, и система образования не может не реагировать на него. Но самое печальное, что этот спад несет огромные потери для экономики страны, и мы должны быть очень аккуратными в своих решениях, должны предпринимать шаги, которые в какой-то степени сгладят негативные явления. То, что обоюдовыгодное партнерство системы образования и бизнес сообщества - не только мода, не только коммерческий интерес, но и одна из приоритетных задач для государства, стало особенно очевидным.

По материалам Парламентской газеты.

Другие матералы рубрики: