Поволжский Образовательный Портал

Ректоры обсудили проблемы гуманитарного образования

Опубликовано 28 сентября 2006

Вчера в Саратове на расширенном заседании академической Ассоциации гуманитарного знания руководители более пятидесяти ведущих вузов России и стран СНГ решали, как им обустроить наше гуманитарное образование.

В работе совещания принял участие министр образования РФ Андрей Фурсенко. "В наше время происходит переход от технократического образа мышления к гуманитарному, поэтому роль гуманитарного образования крайне велика, именно ему предстоит отвечать на основные вызовы современности", - заявил министр.

На вопросы "РГ" отвечает участник форума, член Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Российская газета | Зачем нам еще одна ассоциация, не дублирует ли она уже существующие структуры?

Александр Чубарьян | Давно пора привлечь внимание общества к проблемам гуманитарного образования. Кому, скажите, на пользу, что существует разрыв между школьной программой и тем, что спрашивают на вступительных экзаменах? Его нужно преодолевать. Сейчас в негуманитарных вузах гуманитарное образование практически свернуто. К примеру, в медицинских институтах историю отечества изучают три месяца. В свое время коллегия министерства приняла решение о том, чтобы во всех вузах обязательно изучалось два гуманитарных предмета. Учебные заведения могли выбрать их сами из утвержденного списка. Мне кажется, что такую практику нужно восстановить.

В последние годы в школах и вузах практически не занимались воспитанием учащихся, ограничиваясь лишь преподаванием. Но разве это правильно? С кого в таком случае спрашивать за то, что молодое поколение лишено таких чувств, как гражданственность и патриотизм? Не нужно придумывать какие-то специальные воспитательные органы или создавать новые учреждения. Воспитание идет через предметы гуманитарного цикла.

РГ | Сейчас много нареканий в адрес деятельности ВАК. Наша газета не раз писала о покупке кандидатских и докторских диссертаций. Эту тему затрагивали ректоры?

Чубарьян | Подготовка кадров - еще один больной вопрос гуманитарного образования. Деятельность ВАК сейчас перестраивается. Недовольство общества, связанное с организацией защиты диссертаций, особенно докторских, не новость. Их количество увеличилось. Ну а качество новоиспеченных докторских и кандидатских оставляет желать лучшего. И еще настораживает то, что очень много защищается чиновников, представителей власти, с наукой связанных весьма опосредованно. Все это требует пристального внимания. Обсуждалась на заседании ассоциации также подготовка и переподготовка преподавательских кадров высшей категории по гуманитарным предметам. С моей точки зрения, было бы неплохо, если бы ведущие профессора раз в три года проходили аттестацию. Мы собираемся обратиться к минобрнауки с просьбой профинансировать это предложение.

РГ | Много лет шло обсуждение стандартов по гуманитарным предметам. К примеру, до сих пор преподаватели литературы пользуются и новым, и старым. "Двойные стандарты" в школе - разве это не нонсенс?

Чубарьян |  Мы собираемся поставить вопрос о новом подходе к Госстандарту, который явно не успевает за тем, что происходит в мировой образовательной практике. Не так давно Совет Европы проводил большое совещание в Санкт-Петербурге по вопросам стандартов и учебников. И главная идея состояла в том, чтобы сместить акцент с накопления фактов, которых миллион, на понимание предмета и умение анализировать события. В этом же ключе мы собираемся подойти и к нашим стандартам, особенно это касается истории.

По материалам газеты Российская газета.

Другие матералы рубрики: