Поволжский Образовательный Портал

Андрей Фурсенко: “В 2008 году зарплаты российских педагогов вырастут в два раза”

Опубликовано 05 октября 2006

На этой неделе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко вышел на прямую телефонную связь с читателями “МК”. Это уже вторая “горячая линия” Андрея Александровича в нашей редакции. На этот раз общение приурочили ко Дню учителя — все-таки хороший повод узнать ответы на самые злободневные вопросы у самого министра.
 “На поборы указа не давал”
     — Михаил Анатольевич из города Дзержинский Московской области беспокоит. У меня два ребенка учатся в гимназическом классе. Чуть ли не ежемесячно я должен за их уроки по 2 тысячи рублей наличными отдавать. Это что, прямое указание министра — взимать плату за обучение, не составляя никаких договоров?
     — А вы сами-то как думаете? Можете представить, чтобы министр дал такое указание? То, о чем вы рассказали, — форменное безобразие. Устраивать любые поборы запрещено. Тем более собирать деньги, которые не проходят через счета. Это противоречит российскому законодательству.
     — Как же воздействовать на директора школы?
     — Нужно обратиться к руководителю органов образования Московской области. Например, в Москве после того, как родители обратились с такими же претензиями в Департамент образования, была открыта “горячая линия”, и в итоге 26 директоров школ сняли с должностей.
“Покупая учебник, проверяйте гриф”
     — Елена Фомина, город Иваново. У меня ребенок в 5-м классе учится, им предлагают покупать некоторые учебники, в частности “Русский язык” Разумовской. Но много поддельных учебников. По каким критериям нужно выбирать книги, чтобы не нарваться на подделку?
     — Есть две возможности подделки: первая — это контрафактные учебники. То есть учебник напечатали в типографии, которая не имеет соответствующего разрешения. Если печать плохая, скорее всего учебник изготовлен подпольно, в “неофициальном издательстве”. Так же, как подпольно шьют одежду, делают паленую водку. В этом случае надо обращаться в службу Роспотребнадзора.
     Вторая ситуация, когда учебники изданы легально, но не прошли необходимую экспертизу. Покупая учебник, надо смотреть, чтобы у него был гриф “Допущено Министерством образования и науки” или “Рекомендовано Министерством образования и науки” (гриф ставится на первой странице). Желательно, чтобы это одобрение было получено авторами в течение последнего года. Потому что как раз сейчас мы по-новому проверяем практически все учебники.
    
     — Мы живем в светской стране. Объясните, почему тогда в двух российских регионах ввели уроки “Основы православной культуры” как обязательные? Как к этому относится Министерство образования и науки?
     — Я за то, чтобы школьники изучали культуру и историю православия. Человек, не знающий культуру и историю религии своей страны, вряд ли может называться культурным, а главное, он не в состоянии понять и отечественную литературу, и искусство. Но при этом культуру других религий тоже надо знать. Поэтому правильным будет преподавание в школе истории и культуры мировых религий без упора на какую-то одну из них. Эти знания по возможности должны получаться в рамках обязательной программы.
     Что касается существующих уроков православия на местах, их ввели в рамках регионального компонента обучения. Так что министерство формально влиять на ситуацию не может. Но я все-таки обратился с официальным запросом в Общественную палату, чтобы услышать и ее мнение по этому поводу.
“Только по почте специалистов не готовят”
     — Добрый день, Наталья из Подольска. Сейчас много говорят о дистанционном образовании. Скажите, с документом после “дистанционки” можно будет устроиться на хорошую работу?
     — Это зависит не столько от документа, сколько от того, как хорошо вы овладеете специальностью. Сейчас есть ряд вузов (МЭСИ, например), где эффективно занимаются новыми технологиями в системе образования, используют дистанционные методики. Но я думаю, что исключительно по почте — хоть электронной, хоть обычной — хорошее образование получить не удастся. Наверняка помимо этого вам придется какие-то части курса изучать очно.
    
     — У меня все подружки собираются после 9-го класса уходить из школы в экстернат. Может, и вправду это разумнее: не сидеть над учебниками весь день, а ходить на курсы в вуз или начать работать?
     — Массовый отток школьников в экстернаты я считаю явлением ненормальным и вредным. В некоторых ситуациях обучение экстерном действительно оправданно. Например, если дети загружены занятиями спортом или музыкой. Но одновременно экстернат разрушает очень важную вещь — социализацию ребенка. А во взрослой жизни не обойтись без умения работать в команде и устанавливать контакты с разными людьми.
    
     — Светлана из Москвы. Раньше были такие хорошие телевизионные передачи для тех, кто учит английский, французский. Появятся новые программы?
     — Главное, чтобы нам такую возможность предоставило ТВ. Сейчас ведем переговоры со спутниковыми каналами. Интересно запустить учебные программы не только по английскому, немецкому, французскому, но и по более редким языкам. Чтобы люди в отдаленных городах могли самостоятельно изучать их.
“Деньги в школу принесут дети”
     — Здравствуйте, это Анатолий Егорович из Орехова-Борисова. У нас в колледже на улице генерала Белова, д. 4, такая текучка кадров, какой ни в одном учебном заведении нет. Неукомплектованность огромная. Студенты группами уходят. А директору — все нипочем. В советские времена его бы давно выгнали, проверку провели.
     — Проведем проверку “в наши времена”! В целом искоренить подобные вещи поможет переход на нормативно-подушевое финансирование. Когда бюджет колледжа будет зависеть от количества студентов, директору будет самому невыгодно, если учащиеся разбегаются.
    
     — У меня наболевший вопрос — про зарплату. Учитель даже 12-го разряда в Москве получает около 10 тысяч рублей. А средняя зарплата учителя по стране — 6 тысяч рублей в месяц.
     — За последние 6 лет зарплата педагогов увеличилась в 5 раз — с 1240 рублей до 6000. Но это повышение не было связано с повышением качества преподавания. Я считаю, что опережающими темпами должна расти дифференциация в оплате труда учителей в зависимости от качества их уроков, и заработок лучших учителей должен составлять 20—30 тысяч рублей. Путь решения этого вопроса — переход на отраслевую систему оплаты труда. К 2008 году реальная зарплата в школе повысится на 60—70%, может быть, даже в два раза. Кроме того, в рамках отраслевой системы у директоров школ, управленческих советов школ будет гораздо больше свободы в определении размеров зарплаты.
    
     — Нина из Химок звонит. У меня скоро дочка в школу пойдет. Волнуемся с мужем: как хорошую выбрать? Как вы для своих детей выбирали?
     — Мой ребенок давно школу закончил. Я сам в детстве поменял несколько школ, но со всеми везло: каждый раз попадал к хорошим учителям и в хорошие классы.
     Сегодня мы пытаемся сделать так, чтобы родители могли более жестко требовать от школы добросовестности. Если ваш ребенок пришел в школу — это не вам одолжение сделали, что приняли на учебу. Наоборот, вы сделали одолжение школе, выбрав именно ее. Поскольку ученик приносит за собой государственные деньги. В этом смысл подушевого финансирования школ. И учителя поймут: больше зарабатывает тот, у кого больше учеников. А чтобы к тебе шли ученики, надо лучше учить.
“Здоровье — прежде всего”
     — Это Сергей Юрьевич. Слышал, что занятия по физподготовке в вузах собираются перевести в разряд факультативов...
     — Это не так. В рамках образовательного стандарта четко оговорено, что физвоспитание — обязательный предмет в вузах, на него отводится более 400 часов за весь период обучения. И сокращения не должно быть.
     — А как вы оцениваете отмену отсрочек от армии для студентов физкультколледжей? Ведь там воспитывают будущих преподавателей физкультуры. А теперь молодежь туда не идет.
     — В связи с сокращением срока службы по призыву до года отмена отсрочек происходит в большинстве вузов. А если единственная цель поступления в физкультурный колледж — отсрочка от армии, скорее всего выпускник и так потом преподавать физкультуру не пойдет. Просто хочет переждать время.
    
     — Это Дмитрий Иванович, дедушка второклассника. Роспотребнадзор недавно обнародовал свои рекомендации по поводу веса школьных портфелей: у младших классов — до 2 килограммов, у старших — 4,5 кг. Что-то сделано в этом направлении министерством?
     — Если говорить о Москве, то сделано очень много. Например, учебники разбиты по четвертям. Весь вопрос в цене: многие регионы не могут себе этого позволить.
“Умный в гору пойдет!”
     — В прошлом году дочь поступила в МГУ по акции “МК” “Покори Воробьевы горы!”. Я так надеялась, что поскольку акция продолжается, то через три года попробует поступить и младший сын. А теперь говорят, в 2009 году везде будут принимать только по ЕГЭ?
     — Одна из важных составляющих закона о ЕГЭ, который внесен сейчас на рассмотрение в Госдуму, касается как раз возможностей расширения олимпиадного движения. Я положительно отношусь к таким проектам, как “Покори Воробьевы горы!”. И считаю, что за такого рода конкурсами необходимо официально закрепить статус всероссийских. Чтобы по их результатам победителей зачисляли в вузы без экзаменов. Главное, чтобы олимпиады не утратили духа подлинного соревнования и не превратились в формальные мероприятия.
“Обойдемся без дуэли!”
     — Это Наталья Владимировна, кандидат педнаук, доцент. Я пришла работать в начальные классы 1 сентября 1945 года. Вся работа школы у меня как на ладони. По-моему, сейчас идет полное разрушение всех достижений педагогики. Что такое ЕГЭ? Педология, тестирование! Еще в 36-м году это осудили. Разве без ЕГЭ выпускники всей страны не сдавали экзамен по единой программе? Я даже хотела вызвать вас на дуэль “К барьеру”...
     — Наталья Владимировна, я готов обсуждать разные вопросы, но при одном условии: если оба собеседника согласны, что их точка зрения может быть неправильной. Если вы готовы к такому разговору, оставьте свои координаты, и в течение 2 недель мы выйдем на вас.
     — Верю, что от нашей беседы будет польза.
     — С Днем учителя, успехов и здоровья вам.
    
     — Добрый день, это студент 3-го курса РГГУ Дмитрий. Мне нравится учиться, и я тоже хочу стать министром образования. Что для этого нужно сделать?
     — Во-первых, советую десять раз подумать. Эта должность имеет разные стороны, и не все они замечательные... Я пришел на госслужбу всего 5 лет назад, до этого никогда руководящей государственной работы у меня не было, я занимался наукой. Специально ведь на министров нигде не готовят. Но думаю, если вы хотите посвятить себя госслужбе, вы можете попробовать поработать в каком-нибудь подразделении нашего министерства и посмотреть, насколько интересна и хороша жизнь госслужащего. Как вам кажется, разумное предложение?
     — Да. А вам тяжело работать?
     — Вы приезжайте и посмотрите. Думаю, непросто. У вас как здоровье?
     — Хорошо.
     — Тогда есть шанс выжить.
    
     — Это Мария из Москвы. Скажите, а вы сами преподавали в школе?
     — Учителем не работал, но кружки вел.
     — У меня мама педагог. Не могли бы вы что-нибудь ей пожелать на День учителя, а я потом ваши слова передам.
     — Пожелайте ей каждый день радоваться, получать удовольствие от работы. И скажите, что чиновники Министерства образования, в свою очередь, стараются сделать так, чтобы работа педагогов вознаграждалась должным образом.
     
     По материалам  газеты Московский Комсомолец.
 

Другие матералы рубрики: