Поволжский Образовательный Портал

Почему российское высшее образование так низко котируется в мире?

Опубликовано 09 октября 2006

Специализированное приложение к британской газете The Sunday Times - Times Higher Education Supplement (THES) опубликовало список из ста лучших высших учебных заведений мира. Из российских вузов в этот список попал только лишь Московский государственный университет им. Ломоносова, да и то оказался всего лишь на 93 месте. В сравнении с рейтингом прошлого года, в котором российский вуз занимал 79 место, университет значительно сдал свои позиции. По мнению составителей списка, МГУ за минувший год снизил показатели по таким параметрам, как качество преподавания предметов и уровень развития учебно-образовательной базы.

 Лидером этого рейтинга по-прежнему остаётся Гарвардский университет в США. Второе и третье места заняли британские Кембридж и Оксфорд, которые в сравнении с 2005 годом улучшили свои показатели, поднявшись на одну строчку.

 Почему российское высшее образование так низко котируется в мире?

 На заданный вопрос специально корреспонденту KM.RU Марии Бодрягиной ответили:

Исаак Калина, директор департамента государственной политики Минобрнауки:

- Таких рейтингов существует огромное количество, но весь вопрос в том, кто разработчик, кто автор этого рейтинга, какие показатели учитываются. Есть некоторые очень сущностные для российского образования показатели, которые во многих рейтингах не принимаются во внимание, а они традиционно и совершенно не зря считаются очень важными для российского образования. Поэтому все эти рейтинги – это примерно как соревнования в разных видах спорта.

 Этот рейтинг составлен для тех, кто плавает, и по плаванию, может, они и лучшие. Этот рейтинг для тех, кто прыгает, и по прыжкам, может, они и лучшие. Считать, что из-за того, что российские вузы не попадают в рейтингах в первые десятки, что они в самом деле дают более низкого качества образование, чем западные, вряд ли стоит. Можно просто сказать, что по некоторым показателям, которые в данном рейтинге считаются существенными, наши вузы похуже.

 Но то, что огромное количество наших специалистов легко и успешно адаптируется, трудоустраивается и работает в любых странах в любых фирмах, является доказательством того, что в целом у российского профессионального образования очень даже неплохое качество. Но это не значит, что не нужно ничего изменять и что не нужно рассматривать необходимость улучшения тех параметров, по которым составлен тот или иной рейтинг.

Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ:

- Я могу сказать, что эти рейтинги устанавливаются на основе англоязычных показателей, и поскольку у нас в России университеты работают на русском языке, то, естественно, достоверной информации о нас они не имеют. Поэтому составители таких рейтингов оставляют только те вузы, о которых они могут знать. Московский университет, например. Я думаю, что это обычная ситуация, когда в мировом пространстве господство английского языка является не очень полезным для других.

 И потом, не ясны критерии, которые здесь использованы. Так что я могу только сказать, что хорошо, хоть Московский университет попал. Уровень образования у нас, конечно, выше, чем показывают все эти рейтинги. И у нас вообще другое образование, чем у них. И что вообще образование оценивать? Есть начальное образование, среднее, высшее на уровне магистров и, скажем, докторов, и я думаю, что существуют значительные различия между нашим образованием и западным. Я думаю, что на этих рейтингах сказывается даже то, что в последние годы контакты с западными университетами в целом уменьшились. И в этом смысле наше взаимное знакомство стало гораздо ниже.

Наталия Нарочницкая, депутат Госдумы от фракции «Родина»:

- Очень странно, что в этот рейтинг попал только МГУ. Я заканчивала МГИМО и знаю, что он очень высоко котируется по программе. Мой личный опыт работы в секретариате ООН в течение восьми лет говорит о том, что любой советский троечник, серость, с которым не о чем говорить, был корифеем эрудиции среди всех моих заграничных коллег, которые никогда не слышали имя Джузеппе Верди и не могли показать вообще на карте ни одну столицу ни одного известного государства. Когда стояла афганская проблема и проводили опросы с просьбой показать Афганистан на карте мира, 70% опрошенных американцев искали Афганистан на южных границах Соединённых Штатов в западном полушарии.

 Так что, думаю, что рейтинг этот предвзятый, но проблема падения уровня образования у нас всё-таки есть. Прежде всего, это угрожающее падение общегуманитарной эрудиции и падение школьного образования, в котором заменена русская и иностранная классика политизированными произведениями диссидентской литературы. Я не против того, чтобы её тоже изучать, надо знать всё. Но дело в том, что классика ставит нравственные дилеммы, как раз те самые общечеловеческие. И скажем, какой-нибудь герцог у Шиллера, говоря: «Честь дороже жизни», - и умирая, как долг велит, в общем-то решает их так же, как Иван - крестьянский сын, который в сказке говорит: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать».

 Поэтому проблема у нас, безусловно, есть, и образованием нужно заниматься. Сейчас очень много развели платного образования, которое в отличие от западного платного образования часто сводится фактически к индульгенции на плохую учёбу. Но уверяю вас и уверена в этом сама, что до сих пор выпускники наших лучших технических и естественно-научных факультетов, таких как физмат, физический факультет и так далее, – это золотой фонд, который с удовольствием берут на работу и сманивают на Запад. Так что, думаю, что в этом рейтинге есть и некоторая политика тоже.

 По материалам сайта KM.ru

Другие матералы рубрики: