Поволжский Образовательный Портал

Л.В. Косарынцева: «Комплексный проект модернизации образования позволит получить системные изменения в образовании»

Опубликовано 16 октября 2006

Интервью с Людмилой Васильевной Косарынцевой, председателем Красноярской краевой организации профсоюзов работников образования и науки.

 Людмила Васильевна, как вы оцениваете полученные результаты национального проекта «Образование»?

- Нацпроект дал серьезный толчок вперед для системы образования. Конкурсы, проведенные в рамках нацпроекта, позволили выявить лучших учителей и школы, реализующие инновационные образовательные программы, и в этом смысле являющиеся лучшими. Дали возможность гражданам узнать об этих школах и учителях. Теперь пришло время оценить сами образовательные системы, те условия, в которых возможно добиваться результатов, которые выявил нацпроект «Образование».

Комплексный проект модернизации даст, по моему мнению, серьезные системные изменения, позитивные сдвиги. Но надо понимать, что не стоит ждать очень быстрых результатов, они, скорее всего, будут отсрочены во времени.

 Считаете ли Вы, что надо поощрять учителей за высокое качество работы, что зарплаты педагогов должны зависеть от качества деятельности?

- Безусловно, лучших необходимо поощрять. Но разница в оплате труда существует и сейчас – учителя с высшей категорией получают больше, чем учителя с более низким разрядом.

 Но ведь в настоящее время разница в зарплате между категориями несущественная, она не способствует улучшению качества деятельности. Лидерами образования в настоящее время обсуждается глубокая дифференциация…

- Заработная плата должна зависеть от качества труда. Это будет способствовать притоку в школу действительно профессиональных кадров. При высоких зарплатах директору не надо будет брать на работу любого кто бы ни пришел при наличии вакансии, будет конкурс на должность учителя, что естественно будет повышать качество деятельности. В целом я поддерживаю глубокую дифференциацию в оплате труда. Но тут надо очень внимательно изучить трудовой кодекс, дабы нововведениями не войти с ним в противоречие.

 Но ведь трудовой кодекс не догма. Если появится необходимость его  изменения для возможности увеличения заработных плат учителям, то поддержит ли профсоюз лидеров образования?

- Во-первых, внесение изменений в трудовой кодекс затруднены, это долгий путь, и депутаты, скорее всего, поправки не  одобрят. Во-вторых, надо внимательно изучить трудовой кодекс, на самом деле он много чего позволяет, просто имеющийся директорский корпус в образовании зачастую не владеют законодательными документами.

Но, так или иначе, очевидно, что систему оплаты труда педагогов необходимо менять. Но вот делать это надо аккуратно. Необходимо сохранить имеющиеся сейчас государственные социальные гарантии: это и минимальная оплата труда, и педагогический стаж, льготы для сельской местности и др. Особо надо обратить внимание на учителей пенсионного возраста. Понятно, что на ту пенсию, которая сейчас существует, прожить практически не возможно, учителя-пенсионеры вынуждены подрабатывать в школе, беря немного часов. Но там чуть-чуть, да там чуть-чуть, вот и набегают ставки, которые можно было бы отдать молодым учителям, готовым работать в полную силу. Внося изменения в систему оплату труда важно учесть и этот момент, например, сохранить льготы по коммунальным платежам и ряд других льгот.

Изменения оплаты труда, связанные с базовой и над тарифной частью оплаты труда, с глубокой дифференциацией, считаю, что надо вводить, но не сразу во всей системе, а точечно. Выбрать образовательные учреждения, в которых коллектив готов к подобному нововведению, поддерживает его и готов апробировать новую систему на себе. Провести мониторинг того, что получается в результате эксперимента, учесть все нестыковки и риски, усилить положительные моменты. И после такого рода анализа, если эксперимент будет удачным, то тогда уже вводить новую систему оплаты труда повсеместно.

 Людмила Васильевна, как Вы относитесь к тому,  что попечительские, управляющие школьные советы получают все большие полномочия в образовании – обсуждается в их зоне компетенции распределение ФОТ, назначение директора, оценка образовательных программ  развития и т.д.?

- С передачей полномочий управляющим советам в распределении ФОТ надо быть аккуратнее, т.к. распределение надбавок это прерогатива и ответственность руководителя, с учетом мнения представительного органа  работников. Такие полномочия управляющих советов не вяжутся с трудовым кодексом.

На мой взгляд, управляющие советы могут быть только у тех образовательных учреждений, которые перейдут в автономные учреждения, и в них управляющие советы могут иметь все перечисленные выше полномочия. Обычным образовательным учреждениям управляющие, попечительские советы по большому счету и не нужны.  

В настоящее время существует серьезная проблема со школьными общественными управляющими, т.к. в основном это люди, интересы которых связаны с образованием их детей. В управляющие (попечительские) советы должны придти люди с иными мотивами, те, чей мотив связан с улучшением системы образования в целом.

 На ваш взгляд появление на образовательном поле автономных учреждений сможет внести существенные изменения в систему образования?

- Есть некоторые сомнения, но можно попробовать тем учреждениям, которые этого пожелают, где работники поддержат решение перехода в новый статус. Но надо понимать, что автономные учреждения не должны рассчитывать только на бюджетные средства, это отчасти коммерциализация образовательной деятельности. Автономное учреждение получает право привлекать финансы из разных источников. В связи с этим, понадобятся новые менеджеры, способные работать в иных условиях. Возможно, в этих учреждениях удастся добиться действительно высоких оплат труда педагогов и руководящих ими кадров. Но надо помнить, что пока в законе об автономных учреждениях есть серьезные недоработки, связанные с тем, что работники этих учреждений теряют право на досрочную пенсию и еще ряда прав.

При проведении реформ важно не умалчивать проблемные точки преобразований, важно их обсуждать со всеми заинтересованными лицами, обсуждать с работниками, кого непосредственно касаются нововведения. И в результате разнопозиционного обсуждения принимать решения связанные с будущим системы образования и ее работников.

 Интервью записала Марина Философ.«Эврика-Зеркало»

 

Другие матералы рубрики: