Поволжский Образовательный Портал

Нацпроект "Образование": гладко только на бумаге

Опубликовано 09 ноября 2006

Недавно прошла интернет-конференция министра образования и науки Андрея Фурсенко. Почти все время, отведенное для ответов на вопросы, ушло на разъяснение темных сторон национального проекта "Образование". Но для начала министр красиво отчитался: 10 тыс. учителей получили гранты по 100 тыс. рублей, 3 тыс. школ получили по 1 млн рублей. После конкурса по поддержке талантливой молодежи свыше 5 тыс. студентов и школьников получили премии. А инновационным вузам перепало из бюджета 5 млрд руб. и перепадет еще столько же.

Правда, в ходе конференции выяснилось, что далеко не вся талантливая молодежь успела получить свои премии, но это, уверен министр, дело считанных недель. Однако утешить премированных учителей, которые с полученных 100 тысяч отстегнули государству 13% подоходного налога, министру было нечем. Сегодня, пожалуй, только власти Воронежской области оказались совестливыми настолько, что исполнили обещание президента о ста учительских тысячах и сами выплатили подоходный налог.

Впрочем, за исключением подобных казусов, прочие ответы Фурсенко лучились оптимизмом. По его мнению, главные результаты нацпроекта – это не денежные выплаты, а "старт системных преобразований в образовании". Например, определение критериев – "что такое хорошо и что такое плохо в образовании". Прежние критерии – хорошо, когда учитель добросовестно учит, и плохо, если из его класса дети выходят с пустой головой, – сегодня как-то несовременны. Сегодня, чтобы быть "хорошим", учитель должен внедрять инновационные программы (говорят, их следует делать в Power Point, это производит впечатление на конкурсные комиссии), развивать компетентностный подход (о содержании термина "компетенция" по сей день ведут споры эксперты, но комиссиям это слово нравится), педагог должен представлять в гороно кипу красочных отчетов о своей инновационной деятельности (им же тоже надо отчитываться), и еще – ездить, ездить и ездить по конференциям, встречам, курсам, семинарам. Останется ли у такого продвинутого учителя время на детей?

Министр уверен: конкурсы прошли в целом справедливо, он сам объездил 36 регионов, и нигде от педагогов нареканий не слышал. Хотя испокон веков на Руси существует традиция говорить начальству то, что тому хочется слышать. И потом, ничего удивительного в том, что любимая школа начальника управления образования или губернатора получила миллион. Это в порядке вещей и, действительно, уже нареканий не вызывает. Удивительно, если б не получила. И не секрет, что многим "передовым" учителям их программы пишут, потому что учитель не может разорваться – быть и красивым, и умным одновременно.

Спрос, кстати, молниеносно рождает предложение. Вот уже несколько лет по провинции кочуют доктора и кандидаты наук, готовые за умеренную плату грамотно оформить презентацию или профессионально написать программу или заявку. Очень, говорят, востребованные специалисты.

Думается, вскоре их услуги потребуются не только учителям и ректорам вузов, но и директорам школ и профтехучилищ. По словам министра, в 2007 г. в нацпроекте "Образование" может появиться конкурс "Лучший директор школы" – для поощрения руководителей самых продвинутых школ, а для профобразования готовится целый раздел "Развитие начального и среднего профессионального образования". Туда федеральный бюджет вместе с регионами в 2007 г. готов "ухнуть" 3,6 млрд рублей. При этом победителей должно быть около 60, то есть на каждый инновационный проект уйдет огромная сумма – около 60 миллионов. Предполагается, что до 2009 г. такую поддержку получат 200 учреждений начального и среднего профобразования. Они станут ресурсными центрами – "основой для обновленной сети начального и среднего профобразования по всей России". Однако нет никакой гарантии, что произойдет именно так.

Вконец разоренная система профобразования может просто захлебнуться в этом денежном потоке, как захлебываются сейчас школы-победители. Ведь конкурс "Лучшая школа" завершился ближе к концу лета, а потратить миллион надо до конца года, за четыре месяца. Можно представить состояние директора: с небес упал клад, который надо истратить до полуночи, иначе золото превратится в черепки. К тому же расходовать эти деньги можно лишь на оборудование, повышение квалификации учителей, приобретение книг и методических пособий. Купить, допустим, новый автобус школа не имеет права – на то есть другой конкурс. А при покупке на сумму свыше 250 тыс. надо обязательно проводить тендер, на что тоже требуется время. При этом управления образования зачастую имеют свои соображения, куда именно надо тратить миллион. Получается, что в подобной ситуации быстро и с толком потратить деньги директор может только в казино.

По материалам сайта utro.ru

Другие матералы рубрики: