Поволжский Образовательный Портал

ЕГЭ отменит аттестаты

Опубликовано 13 ноября 2006

В четверг думский комитет по образованию провел слушания по предстоящему принятию закона о едином государственном экзамене (ЕГЭ) во втором чтении. Преодолев сопротивление оппонентов и проведя законопроект через первое чтение, руководство комитета внезапно вернулось к обсуждению возможных последствий его принятия.

"На нас лежит огромная ответственность за то, что будет происходить в результате реализации закона. Мы запускаем длительный механизм, который, в отличие от эксперимента, нельзя будет остановить через год", - заложил основу коллективной ответственности председатель комитета по образованию Николай Булаев. Он призвал присутствующих высказаться по самым острым проблемам ЕГЭ и пообещал, что главные замечания будут оформлены в виде поправок ко второму чтению.

Узких мест с ЕГЭ, как показало обсуждение, оказалось немало, и в том числе неопределенность с обязательными предметами для сдачи в форме ЕГЭ, неясности с ЕГЭ в качестве вступительного экзамена, проблема сдачи ЕГЭ после окончания школы, отсутствие общественного контроля.

Правда, с точки зрения главы Рособразования Виктора Болотова, образовательное сообщество не определилось лишь с тремя вопросами. Это набор обязательных предметов для сдачи в форме ЕГЭ - и, главным образом, должна ли входить в их число математика, одолеть которую не могут до четверти одиннадцатиклассников; критерии отбора в элитные вузы, а также отсутствие перечня олимпиад, дающих победителям привилегии при зачислении в вузы.

Однако, признал он затем, что делать "с треугольником: аттестат о среднем образовании - ЕГЭ - государственная итоговая аттестация", власти до сих пор не знают. Даже по официальным данным Рособрнадзора, до четверти выпускников школы не в состоянии одолеть школьную программу по математике и естественным наукам и получают за ЕГЭ по этим предметам "двойки", напомнил глава комиссии по образованию Московской думы Евгений Бунимович.

А это значит, что аттестат о среднем образовании в своем нынешнем виде они получить при всеобщем переходе на ЕГЭ в 2009 году не смогут.

Что будет делать в такой ситуации исполнительная власть, так и неизвестно. Впрочем, как дал понять Виктор Болотов, это головная боль каких-то последующих законопроектов. Возможно, отметил он, аттестаты о среднем образовании просто будут давать не всем. "Во Франции, например, аттестаты получают только 78% выпускников школ, и ничего", - отметил он. А может быть, аттестаты дадут всем, но по сданным на "двойку" предметам поставят прочерк, а то и вовсе станут выдавать аттестаты без оценок. Можно, кстати, выдавать аттестаты и с "двойками" - в аттестате Пушкина, например, по геометрии стоял "ноль", но лицей он все же закончил, напомнили участники слушаний.

Всерьез, как оказалось, рассматривается и предложение, чтобы ЕГЭ сдавали только на профильном уровне - для дальнейшего обучения в вузе или техникуме.

На базовом уровне может остаться выпускной экзамен в традиционной форме, рассказал Болотов. Каким образом при таком подходе сохранится "единство" единого государственного экзамена, он уточнять не стал. Равно как и что станет с тем же "единством" при делении вузов на те, которым будет велено зачислять абитуриентов только по результатам ЕГЭ, и на те, кому разрешат этого не делать.

Разделение на "чистых" и "нечистых" абитуриентов будет сделано непременно, подтвердили в Рособрнадзоре. Произойдет это, скорее всего, одновременно с принятием закона, подчеркивают в Общественной палате, проводящей экспертизу законопроекта о ЕГЭ. По крайней мере, подчеркнула член палаты Любовь Духанина, необходимо заранее составить перечень специальностей, предполагающих дополнительные испытания, ведь абитуриентам надо выбирать, как готовиться к выпускным и вступительным экзаменам. Кстати, их сохранившееся совмещение в "одном флаконе" ЕГЭ также представляет собой нерешенную проблему, отметил ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий. "Может быть, тестирование и можно оставить для школы, - впервые пошел он на уступку сторонникам единого госэкзамена. - Но в вузах должны быть вузовские испытания".

Прочие попытки обозначить болевые точки ЕГЭ, и прежде всего излюбленный тезис академиков Российской академии образования (РАО), что нельзя вводить ЕГЭ в штатный режим, поскольку никто не подводил итогов эксперимента, Николай Булаев решительно пресек. "Кто запретил РАО в свое время дать оценку эксперимента? Пусть назовут, как его зовут!" - потребовал он. "Рубль его зовут!" - нашлись академики, намекая на отсутствие средств.

Впрочем, никто не сомневается, что сопротивление оппонентов ЕГЭ ничего не изменит: исполнительная власть знает наперечет все их аргументы.

"Круг вопросов один и тот же и возникает с завидной регулярностью", - заявил "Газете.Ru" глава Рособрнадзора Виктор Болотов. Единственное, чего добились противники, - оттяжки принятия окончательного решения о введении ЕГЭ. Как признал Николай Булаев, второе чтение пройдет позже, чем было запланировано: не в ноябре, а во второй половине декабря 2006 года или в начале января 2007 года, поскольку изучение в комитете поданных поправок займет не менее четырех недель. После этого "на 99% закон будет принят", заявил он.

По материалам сайта Газета.ru

Другие матералы рубрики: