Поволжский Образовательный Портал

Национальный проект «Образование» в 2007 году должен реализовываться быстрее, чем это происходило в 2006-м

Опубликовано 26 декабря 2006

Министерство образования и науки решило таким образом дать запас времени регионам для выполнения местных финансовых обязательств по проекту. Представители этого ведомства утвердили на днях график выполнения ключевых программ: уже 9 марта будет названы победители конкурса инновационных вузов, а к 15 апреля -- лучшие школы. Десять тысяч лучших учителей России будут определены к 1 мая, правда, денежные премии и правительственные грамоты они все равно получат к Дню учителя. К середине сентября планируется выплатить все премии талантливой молодежи (1250 премий по 60 тыс. руб. и 4100 -- по 30 тыс. руб.). До начала следующего учебного года в школы должны поступить новые автобусы и наглядное оборудование. Однако руководители Минобрнауки предупреждают, что освоение грантов, выделяемых в рамках национального проекта, не должно стать самоцелью, и ориентируют чиновников на местах на системные преобразованиях в сфере просвещения. Что ожидает правительство от национального проекта «Образование» в следующем году, корреспонденту «Времени новостей» Кириллу ВАСИЛЕНКО рассказал заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Игорь РЕМОРЕНКО.

-- Игорь Михайлович, если подвести итоги первого года реализации национального проекта, можно ли сказать, что уже произошли качественные изменения? Или вы их так быстро не ждете?

-- Конечно же, сказать, что за год произошли качественные изменения, будет слишком амбициозно. Но мы ожидаем, что увидим серьезные изменения уже к декабрю следующего года. Сейчас же можно говорить об изменении некоторых характеристик системы, которые неизбежно скажутся на качестве образования. Что я имею в виду? Прежде всего, если говорить о школе, это повышение заработной платы учителей, введение (пока в некоторых регионах, но в будущем году география будет расширяться) новой системы оплаты труда, улучшение материальной оснащенности школ, привлечение внимания к сфере образования со стороны общественных организаций. Кстати, регионы вложили в развитие сферы образования в рамках национального проекта существенно больше средств, чем ожидалось первоначально. Каждый из этих элементов положительно влияет на повышение качества образования.

-- А как обстоит дело с вузами?

-- С вузами то же самое. Во-первых, увеличение расходов на научную работу, на современные лаборатории, на новые учебные материалы способствует тому, что качество образования растет. А во-вторых, опросы, проведенные в семнадцати вузах -- победителях конкурса, уже показали, что там больше студентов стало участвовать в работах над научными проектами. Но в целом, полагаю, что реальных результатов надо еще годик подождать.

-- Кстати, с конкурсом лучших школ и вузов возникла проблема, когда выяснилось, что не все успели потратить полученные в рамках гранта средства. По условиям конкурса, они будут лишены второй части транша в 2007 году?

-- Почему у некоторых возникли проблемы, почему они начали тратить деньги только в ноябре, когда средства были перечислены еще в июне, мы еще будем специально анализировать. Но тут есть и проблема общей финансовой малограмотности, неумения работать с привлеченными внебюджетными средствами. Стоит заметить, что в тех регионах, где был опыт реализации масштабных проектов, все прошло без проблем. Несмотря на это, в первый год реализации национального проекта сроки расходования средств для школ будут увеличены еще на три месяца.

-- Что можно сделать для того, чтобы такая ситуация не повторилась в будущем?

-- Начать конкурс раньше. И мы это сделаем. У школ будет больше времени. До конца апреля все регионы должны будут подвести итоги, финансирование может начаться уже в мае.

-- Насколько известно, в планах министерства -- включить лучших учителей и руководителей инновационных школ в пул экспертов. По каким направлениям?

-- Следующим шагом после поддержки лучших учителей и инновационных школ становится шаг по вовлечению их в решение проблем образовательной политики. В том числе в разработку современных конкурентоспособных образовательных стандартов, в экспертизу учебной литературы. Кому, как не лучшим учителям, решать, какими должны быть учебники? У нас есть процедура экспертизы учебников со стороны академического сообщества -- Российской академии наук и Российской академии образования. Но у нас нет нормальной процедуры экспертизы учебников со стороны сообщества учителей-практиков.

-- Первый конкурс выявил те лучшие школы и вузы страны, которые министерство будет поддерживать в следующем году? Лучших в регионах?

-- Не совсем так. Выявить лучших из лучших -- это упрощенное понимание ситуации. Скорее не лучших, а наиболее важных и значимых для потребителя. К примеру, Медицинская академия вводит новые медицинские технологии. Это важно, это востребовано. Не менее важно то, что Дальневосточный университет апробирует различные подходы освоения Азиатско-Тихоокеанского региона. Это тоже очень значимо. Здесь главное -- установка на инновационные образовательные программы, наиболее важные на нынешнем этапе для бизнеса, для работодателей, для потребителей образовательных услуг. То же самое происходит в школах, только здесь инновации оцениваются родителями.

-- И все-таки, в каком направлении будет развиваться национальный проект дальше?

-- Следующий шаг -- создание механизмов самостоятельного развития системы образования. Должны появиться конкурентоспособные механизмы, ориентированные на потребителя. Тогда система получит возможность развиваться самостоятельно, а не зависеть целиком от вливаний из федерального бюджета. Вот, собственно, поддержка развития систем образования в регионах -- новое направление, которое появится с 2007 года, -- это попытка создания институциональных механизмов саморегулирования системы образования.

-- О каких именно механизмах идет речь?

-- Нормативно-подушевое финансирование (во многих регионах оно уже практически введено) и следующая из него новая система оплаты труда учителей, позволяющая оценивать педагогов по результатам их работы. Нужна аттестация, которая учитывает не парадно-показательные заслуги, не то, кто лучше напишет отчет, а, к примеру, победы учеников на олимпиадах, динамику изменения уровня знаний ребят, другие достижения. Все это может быть учтено при оплате труда.

-- Такое уже практикуется?

-- В ряде регионов -- да. Это широко используется в Тюменской области, элементы такого подхода внедрены в Санкт-Петербурге, в Самарской области, в Карелии.

-- Насколько все регионы страны готовы к комплексному проекту?

-- В сентябре прошлого года по итогам заседания правительства всем субъектам федерации рекомендовали разработать комплексные меры модернизации образования. Прошло больше года, время подготовиться было. С весны этого года мы начали проводить в регионах семинары, готовить к этому проекту. К сегодняшнему дню охвачены все федеральные округа. А некоторые регионы уже прислали нам свои пробные комплексные проекты развития образования.

-- Когда впервые было объявлено о предстоящем конкурсе регионов, в прессе звучали упреки, что это будет конкурс на лояльность правительственным программам.

-- Ошибочно полагать, что все регионы должны по неким жестким заданным федеральным методикам что-то делать, вводить систему оплаты труда, нормативное финансирование. Условием конкурса не является выполнение каких-либо методик один в один, целиком и полностью. Но если выделяются федеральные средства, то резонно определить, по достижении каких параметров регион получает дополнительное финансирование. Эти параметры заданы, и они весьма прозрачны. Речь идет прежде всего о повышении заработной платы учителям, создании более комфортных условий образования для детей, лучшей оснащенности образовательных учреждений. Но федеральный центр не навязывает, каким именно способом это предстоит сделать.

По материалам ИД "Время".

Другие матералы рубрики: