Поволжский Образовательный Портал

Депутаты, чиновники и банкиры не могут договориться, кому и на каких условиях предоставлять образовательные кредиты

Опубликовано 31 января 2007

Депутаты, чиновники и банкиры не могут договориться, кому и на каких условиях предоставлять образовательные кредиты. Депутаты предлагают выдавать кредиты всем желающим, Минобрнауки – только по особому списку, а в Центробанке и вовсе сомневаются, что они нужны.

В понедельник депутаты, банкиры и чиновники разных ведомств пытались договориться за думским «круглым столом», как вводить образовательный кредит. Различия в позициях оказались весомыми. Минобрнауки и депутаты Госдумы предлагают различные концепции кредитования образования в России, а в Центробанке считают, что образовательные кредиты и вовсе ни к чему: средства на платное образование могут накопить сами родители.

Подход Госдумы отражен в законопроекте, подготовленном группой депутатов и членов Ассоциации российских банков. Его принятие, считают разработчики, откроет доступ к платному образованию для широких неимущих слоев населения, а заодно повысит ответственность студентов при выборе специальности – кто же будет учиться за свои деньги по ненужной специальности, – подчеркивают авторы.

Помимо массовости образовательных кредитов, законопроект предусматривает и их долгосрочность – до 10--15 лет. Погашаться кредит должен только по окончании обучения должника: во время учебы студенты или их семьи будут выплачивать только проценты, причем довольно умеренные, отметил зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Здесь, впрочем, и кроется одно из главных «узких» мест предлагаемой схемы, признал он. В отличие от ипотеки долгосрочный образовательный кредит не имеет обеспечения (например, как в случае с ипотекой, жильем).

Поэтому риски заимодавца, выдавшего кредит на образование, возрастают, отпугивая частный капитал от вложений в образовательные кредиты.

Таким образом, подчеркнул Аксаков, на первый план выходит проблема защиты от этих рисков.

На федеральном уровне решить ее нельзя, уверяют в Минфине: для того, чтобы включить в госбюджет компенсации по невозвращенным кредитам, надо заранее знать их сумму, что невозможно. Тогда депутаты предложили перенести решение проблемы в регионы – создать там гарантийные фонды с привлечением средств бюджетов регионов и банков-агентов, ответственные за выплаты по невозвратам. По словам Аксакова, идеей заинтересовался первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Но несмотря на это, признал он, «закон о кредитовании образования идет тяжело».

В Министерстве образования и науки считают, что кредитование образования в России не приживается по другой причине.

Государство финансирует более 200 бюджетных (бесплатных) мест на 10 тыс. населения, что в условиях демографического спада дает реальную возможность учиться бесплатно практически всем хорошо подготовленным студентам, заявила замдиректора министерского Департамента госполитики в сфере образования Наталья Третьяк. Получается, что образовательные кредиты не находят спроса, а всеобщее кредитование образования интересно лишь плохим студентам. Значит, надо кредитовать не всех подряд, а только поступающих в вузы с самым высоким конкурсом (т.е. в элитные вузы), делают вывод в Минобрнауки.

Составление коротенького перечня таких вузов министерство берет на себя. А так как число участников процесса будет невелико, то и идти он должен в статусе эксперимента, считают в Минобрнауки. Концепция эксперимента с образовательными кредитами в ведомстве уже подготовлена и проходит согласование в инстанциях. Оно идет нелегко, рассказала Наталья Третьяк «Газете.Ru», но до конца 2007 года эксперимент, по ее словам, будет все же запущен. Перечня вузов, допущенных к участию в нем, пока нет. Однако претендентов на эту роль замдиректора департамента порекомендовала «Газете.Ru» искать среди победителей конкурса вузов-инноваторов 2006 года.

Остальные условия, на которых в случае победы министерской концепции будет проходить кредитование образования, таковы. Формой обеспечения кредита станет поручительство, а поручителем сможет стать любое юридическое лицо, но прежде всего – будущий работодатель абитуриента. Таким образом, учиться за счет кредитов можно будет не по любым, а главным образом по нужным работодателю специальностям (заодно, надеются в министерстве, удастся решить и регулярно возникающую проблему перепроизводства тех или иных специалистов).

Взять кредит будет можно не только под высшее, но также под дополнительное образование.

Однако приоритетными, по министерской концепции, будут не эти, а так называемые сопутствующие кредиты – на проживание и питание во время обучения. Таким образом, значительную часть образовательных кредитов получат студенты, поступившие на бюджетные места, но не имеющие возможности прожить на стипендию. В случае невозврата кредита государство компенсирует банкам лишь 10% потерянных сумм. Поэтому на начальной стадии для эксперимента будут отобраны лишь 7,5 тыс. студентов, а общая сумма полученных ими кредитов не превысит 60 млн руб.

Впрочем, и этого, опасаются в Федеральной антимонопольной службе, достаточно, чтобы разбалансировать рынок образовательных услуг.

«Вброс миллионов в ограниченное число московских вузов резко увеличит спрос, а значит, и повышение стоимости обучения в них», – заявил «Газете.Ru» начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев. Кроме того, в антимонопольной службе считают, что стремление Минобрнауки установить полный контроль над кредитованием образования (поначалу, рассказал он «Газете.Ru», в министерстве предполагали отбирать для кредитования не только вузы, но также банки и поручителей) не соответствует принципам свободной конкуренции. «Студенты, поручители и банки должны работать напрямую, а Минобрнауки – только регистрировать заключенные ими соглашения. Иначе опять будем хотеть, как лучше, а получим – как всегда», – предрек он.

По материалам сайта gazeta.ru

Другие матералы рубрики: