Поволжский Образовательный Портал

Бакалавриат – это не ПТУ!

Опубликовано 23 марта 2007

Он порадует ленивых студентов и осложнит жизнь школы и преподавателей вузов

В России окончательно утверждается уровневое образование. Правительство утвердило документ, который предусматривает переход на два уровня высшего образования: бакалавриат – 1-й уровень, магистратура либо «специалитет» (подготовка специалистов) – 2-й уровень. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. И лицензирование, равно как аттестацию и госаккредитацию вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов, также предлагается проводить отныне раздельно. Нормативный срок обучения в бакалавриате составит от 3 до 4 лет в зависимости от направления, в магистратуре на базе бакалавриата – 2 года, а по программам подготовки специалистов – не менее 5 лет.

Почему вообще принято решение об уровневой системе? Во-первых, это веление времени и обязательств, которые накладывает на Россию участие в Болонском процессе. Во-вторых, этого требует наша экономика.

Каковы же риски? Естественно, не маленькие. Даже сам первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев опасается «дискриминации в зависимости от образца дипломов после введения двухуровневой системы образования» и заявляет, что в таком случае могут даже «появиться специальные документы, которые устанавливают предпочтения при приеме на работу». Так что же говорить об опасениях самих ректоров вузов, которым эту затею, собственно, и предстоит воплощать в жизнь. Как заявил «НГ» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, проблема бакалавриата сегодня искусственно раздувается. И еще в начале 80-х в педагогических вузах страны студентов учили 4 года, и этого было достаточно. «Все это было не от хорошей жизни, – возражает министру наш эксперт, ректор Московского гуманитарного педагогического института Александр Кутузов, – тогда катастрофически не хватало учителей в глубинке. Но даже при тех условиях все лучшие московские вузы учили пять лет и понимали, что 4 года – срок для подготовки учителя явно недостаточный». По мнению Александра Кутузова, если через четыре года не будет внесено никаких изменений в законодательство, то бакалавра будут воспринимать как человека с неполным высшим образованием и соответственно тарифицировать как специалиста низшего звена (7–8-е разряд).

Если мы хотим быть точными и близкими духу Болонского процесса, то в государстве нужно построить такую же систему, как в Европе. В Европе бакалавр – это человек, имеющий общее базовое образование (бакалавр химии, физики и так далее). И для того чтобы работать в школе, ему придется еще обучиться специальным дисциплинам (педагогическим) в магистратуре. Если копируется такая система, то реально педагогом в нашей стране сможет работать только специалист после шести (пяти) лет обучения.

Так что обществу нужно уже сегодня разъяснить, какое образование будет иметь выпускник бакалавриата применительно к педагогическим вузам. Например, в каких классах, школах и по какой специальности бакалавр сможет работать? Вопрос этот, в принципе, крайне важен для всех граждан РФ, имеющих детей. Ведь все понимают: если допустить в школу человека только с общими (базовыми) знаниями, то число школьных конфликтов резко возрастет. А если проблему оставить на откуп вузам, то они отзовутся исключительно на потребности рынка и явно не в пользу родителя. Педагогические специальности вузы не жалуют, и школа опять проиграет.

Как заявил в беседе с корреспондентом «НГ» ректор МФТИ Николай Кудрявцев, в технических вузах система «бакалавриат и магистратура» существует уже много лет. И там, где она прижилась, что-то принципиально менять в ней не видят пока смысла. Почему так? Потому что при действующей системе в магистратуру не идет только 7–8% студентов. Связано это с тем, что в России бакалавр не востребован рынком труда. Многие отраслевые министерства пока не знают, как на практике использовать специалиста с таким дипломом. Кстати, если принять во внимание опыт других стран, то в США, например, в магистратуру идет не более 30% выпускников бакалавриата, остальные устраиваются на работу. Если ожидается такое развитие ситуации, то неизменно возникает вопрос: а надо ли все это нам при неудержимом росте научно-технического прогресса?

Наталья Савицкая. Независимая газета.

Другие матералы рубрики: