Поволжский Образовательный Портал

Единый госэкзамен с 2009 года станет главным и единственным критерием оценки знаний

Опубликовано 10 апреля 2007

Никто нас не спрашивает, чему и как учить наших детей, как проверять их знания. Пока — каждый в одиночку решает проблемы с детским садом, выбором школы, утрясает отношения с учителями и экзаменами, как-то поступает в институт.
Мы носим куда положено коробки конфет, цветы и более весомые материальные гарантии благополучия своих чад — в конвертиках, по квитанциям, переводами, из рук в руки…

Тем временем ЕГЭ — единый государственный экзамен — как волна накрывает уже шестой год каждое новое поколение выпускников, а в 2009 году это перестанет называться экспериментом, потому что вступит в законную силу, станет практиковаться.

Во Франции задумали реформу образования и устроили по этому поводу всенародное обсуждение. Образование — дело всего народа. Более миллиона граждан обсуждали на специальном сайте проблемы и приоритеты развития французского образования. Правда, на нас активность обсуждения не производит впечатления: мы эту информацию накладываем на свои реалии. Знаем мы цену всенародному мнению, начиная от: «Я этой книги не читал, но уверен, что она вредна для нашего подрастающего поколения» — и заканчивая свеженьким: «Любой патриот Родины понимает, что есть ситуации, когда в интересах народа лучше изменить Конституцию, чем потерять единую линию во внутренней политике».

У общества оскомина на проявление гражданской позиции, а управленцам удобно. Специальная педагогическая пресса бьется за то, чтобы сделать ЕГЭ добровольным. С результатами, принадлежащими только ученику, а не управленческой системе. Они хотят, чтобы у ученика была возможность просто выкинуть не понравившиеся ему результаты, подготовиться и записаться на следующее тестирование, которое для этого должно проводиться несколько раз в год, да еще и разными негосударственными фирмами, как, например, ETS в США или Кембриджский синдикат в Великобритании. Но чиновники, как обычно, выбирают самую простую для себя модель. Им не важно, что выпускнику такой ЕГЭ неудобен.

Нам не безразлично, что школа делает с детьми: измеряет их всеми возможными инструментами, включая ЕГЭ, и ставит диагноз — или старается разглядеть в каждом то, что в цифрах не выразишь, и работает на будущее, ориентируется на прогноз, в котором в отличие от диагноза всегда есть надежда?

Очень хотелось бы, чтобы старшеклассники учились мыслить вариативно, а не разгадывать кроссворд под названием ЕГЭ.
Не будем закапываться в государственные задачи, интересы школы, интересы вузов, в системные ошибки этого эксперимента. Все, что нужно выпускникам, — простая инструкция по сдаче ЕГЭ.

Азы такого руководства по ЕГЭ нам помог создать начальник Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор БОЛОТОВ.

— Виктор Александрович, что показывает практика: тяжело выпускникам подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ?

— Если ребенок знает предмет, то подготовка к самой этой форме сдачи экзамена — три-четыре занятия. Надо ознакомиться с бланками, научиться писать фамилию печатными буквами, разобраться в том, как исправлять ошибку. Инструкция есть. Все субъекты Федерации проводят тренировки еще во время учебного года. Пробный экзамен проводится, чтобы дети увидели, как это будет уже «в боевых условиях». Дети в отличие от нас, взрослых, относятся к этому совершенно спокойно.

— Можно ли предложить разные стратегии подготовки к ЕГЭ в зависимости от того, на что выпускник претендует? Например, что делать на ЕГЭ выпускнику, которого устроит тройка?

— ЕГЭ состоит из трех частей. Троечнику резонно уделить внимание частям А и Б. Частью С стоит заниматься, если останется время.

В первой части нужно выбирать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Про часть А иногда шутят: угадывай и победишь. Не верьте — не получится. Надо думать. Первая операция при поиске правильного ответа из нескольких предложенных вариантов — это отбросить совершенно невозможные. Например, если это физика, отбросить ответы с неправильной размерностью: скорость не может измеряться в джоулях. По химии, если соединяются два вещества и спрашивается, что будет в результате, никак нельзя выбрать ответ, в котором, кроме двух исходных веществ, есть еще какое-то. Не надо забывать о здравом смысле: если в ответе скорость пешехода 150 км в час, то это явно неверно. Отбросили. Теперь анализируйте оставшиеся варианты.

В части В надо дать короткий ответ — одно слово или число без пояснений и комментариев. У троечников здесь проблема в том, что они порой не могут понять вопроса. Наши эксперты диву даются, анализируя ответы: что должно быть в голове у ребенка, чтобы он так понял вопрос. Поэтому сначала надо очень внимательно читать задание. Обязательно дочитывать до конца.
Во время сдачи ЕГЭ очень важно, если ты не знаешь ответа на какое-то задание, не зависать на нем. Иди дальше. Важно набрать как можно больше баллов. Каждое задание части А стоит, как правило, один балл. Части Б — два балла, а части С — три-четыре, до пяти баллов. Останется время, можно вернуться к пропущенным вопросам и подумать над ними. Даже для школьной пятерки не нужно решить все задания, достаточно двух третей. Если просидишь над трудным или непонятным, не успеешь ответить на «свои» вопросы.

Для троечников, пожалуй, все.

— А какая стратегия для отличника?

— Надо уметь решать традиционные задачи — по математике, истории, физике. Если ты отличник — скорее всего, умеешь это делать.

Я бы рекомендовал, пока голова свежая, начать с части С. Здесь дается развернутый ответ в виде решения задачи или короткого рассказа. Единственное пожелание: писать сначала в черновике, а когда переносишь в чистовик, рассчитать место — оно здесь ограниченно, не размахиваться вначале, чтобы не мельчить в конце. Писать надо понятно. Гуманитарии должны обратить внимание на то, что часть С не совсем традиционна для школьных заданий. Часто здесь требуется умение анализировать тексты. Например, даются два отрывка, про которые надо сказать, в чем авторы согласны, в чем нет. Сопоставительным анализом текстов в школе пока занимаются мало, мало таких заданий в учебниках.

Вот, собственно, и все рекомендации, которые можно дать для сдачи ЕГЭ. Это не мое изобретение, это рекомендации выпускников, которые уже прошли через ЕГЭ.

— Что делать с результатами ЕГЭ?

— Это зависит от того, определился ли выпускник с тем, куда он будет поступать.

Кто-то хочет в конкретный вуз. Другой вариант — все равно куда, лишь бы получить хорошее образование. Выбрал ребенок профессию экономиста, у него есть выбор: классический университет, где требования самые высокие, технический университет, где требования чуть ниже, и отраслевой вуз, где тоже есть экономический факультет, но требования еще ниже. Можно посылать результаты ЕГЭ во все три выбранных вуза. Дальше все зависит от результатов сдачи ЕГЭ. Если получены высокие баллы, есть шансы попасть в классический университет, чуть ниже — в технический, и так далее. Это разумная стратегия выбора специальности.

Есть дети, которые рассылают свои результаты в 100 вузов, авось где-нибудь повезет. Такие прецеденты бывают каждый год, но смысла в этом мало. Лучше по прошлому году посмотреть, какой балл в какой вуз был проходным.

Бывают и сильные ребята, которые действительно до конца школы никак не могут выбрать: гуманитарный факультет или физмат — и там и там успешен в школе. Был случай, когда девушка из Республики Саха прошла по своим баллам в несколько сильных вузов. Пришлось выбирать уже на этом этапе. Дело в том, что после того как становятся известны проходные баллы, в течение трех дней в приемную комиссию выбранного вуза надо предоставить подлинник аттестата и свидетельства о сдаче ЕГЭ. (Когда абитуриент только подает документы в вуз, например, отправляет их заказным письмом, он может предоставлять копии аттестата и свидетельства о сдаче экзамена.) Нередки случаи, когда абитуриент зачислен сразу в несколько вузов, но даже если никуда не зачислен — еще не все потеряно. Те, кто оказался зачислен в два вуза, отнесут документы только в один, а место в другом освободится, и тогда из приемной комиссии могут сообщить, что, хотя вы набрали меньше проходного балла, тем не менее все равно попали в вуз.

Людмила Рыбина

По материалам сайта novayagazeta.ru.

Другие матералы рубрики: