Поволжский Образовательный Портал

Не ждите от Болонского процесса революции. Россия делает только первые шаги в этом направлении, и они уже даются нелегко

Опубликовано 06 ноября 2007

Не ждите от Болонского процесса революции. Россия делает только первые шаги в этом направлении, и они уже даются нелегко. Мало записать в законе, что с 2009 года все должны выпускать бакалавров да магистров, – надо внедрить эту мысль в умы. Так что нас ждут еще долгие годы адаптации, периодические сбои и, конечно, регулярное сопротивление. Палки в колеса новой системе пытаются вставить на каждом шагу. Так, глава Совета Федерации Сергей Миронов попытался утопить законопроект о двухуровневой системе образования. Он заявил, что закон разрушает фундаментальность высшего образования и снижает его конкурентоспособность, что переход на принципы Болонского процесса отправит наших инженеров лаборантами в западные лаборатории. СФ со второй попытки принял закон, но таких демаршей будет еще немало. Не исключено даже, что противники болонской системы добьются переноса сроков ее введения.

Впрочем, в этой картинке ничего непривычного для нас нет. Упорное спонсирование теряющих конкурентоспособность отраслей – разве мало этого было в 1990−е? Скажем, отечественные автопроизводители получали господдержку и в виде заградительных пошлин на ввоз иномарок, и в виде налоговых льгот, и т.д. Это помогло им выжить в 90−е, но ни к каким структурным реформам, разумеется, не привело. Вот продажи наших легковушек и падают безостановочно который год.

 История с высшим образованием очень похожа. Наша высшая школа постепенно проедает бренды, опыт, технологии, созданные в советскую эпоху, но, за редким исключением, ничего нового не производит. Причем защита у системы образования еще надежнее, чем была у автопрома в 90−х. Во всяком случае, пока. Это и сильные лоббисты отрасли, и непростая система управления, позволяющая гасить реформаторские импульсы сверху, и роль региональных или локальных монополистов, в которой прочно закрепились многие вузы. Университеты и институты на местах зачастую дают некачественное образование, но выбора у абитуриентов нет: другие варианты еще хуже.

Болонская система как будто решает эту проблему. Перезачет кредитных баллов рассчитан на то, чтобы активные и старательные студенты могли попасть в любой вуз и выбирать там лучшие курсы. Но это теория, которая от нас весьма далека. Даже если такие правила вздумают насадить законодательно, они просто не заработают. Все рычаги управления студенческой мобильностью сосредоточены в самих университетах, независимых структур и организаций, поддерживающих конкуренцию, практически нет. Локальный монополизм подкрепляется такими «естественными» барьерами, как региональное неравенство и дискриминационная система регистрации по месту жительства, элементарное незнание иностранных языков. В этих условиях любой вуз, который занял хоть какие-то позиции на местном образовательном рынке, может не волноваться за ближайшее будущее. Приток студентов, а чаще всего и коррупционных денег, гарантирован.

Однако это позиция временщиков, которые пришли лишь получить ренту. И в этом смысле рассуждения о том, что болонские принципы разрушат наше образование, не просто наивны, а вредны. Если в высшей школе господствуют такие настроения, то она уже проиграла. Ностальгия по золотым временам советской вузовской системы лишь затуманивает общую картину. Противникам реформы кажется, что стоит отразить «болонскую атаку», и годы спокойствия вновь обеспечены. Но Болонская декларация – не причина, а симптом наступающей на сферу образования глобальной экономики. В этой ситуации эмоции губительны, важен только трезвый расчет. Защитные барьеры, окружившие российское высшее образование, непременно упадут. И если вы не учитываете этот факт в своей стратегии (если она у вас, конечно, есть), вы обречены.

Наша высшая школа еще жива, но неумение отличать мнимые опасности от реальных может ее подкосить. Ведь главный враг российских вузов – не правительственная реформа, потому что любую реформу они смогут переварить. Настоящая угроза исходит от самих университетов – это их собственная слабость и недальновидность, неумение видеть новые шансы.

По материалам сайта Эксперт-онлайн.

Другие матералы рубрики: