Поволжский Образовательный Портал

Молодым специалистам нужны профессиональные качества, которые позволят им быть конкурентоспособными и применять на практике весь объем полученных знаний

Опубликовано 30 ноября 2007

Россия оказалась в уникальной ситуации: за последние пятнадцать лет ее экономика сделала рывок, на который другим странам требовалось несколько десятилетий. Стремительность экономических процессов требует от общества принципиально новой модели мышления. В этих условиях учебным заведениям отведена ключевая роль в подготовке кадров нового поколения. Молодым специалистам нужны профессиональные качества, которые позволят им быть конкурентоспособными и применять на практике весь объем полученных знаний.

Чтобы развить эти качества и выработать мотивацию к саморазвитию, необходимо внедрять в систему российского образования инновационные программы.

Извечный конфликт традиций и инноваций

Образовательная сфера - один из самых традиционных социальных институтов. Старинная английская пословица гласит: «Легче перенести кладбище, нежели изменить что-либо в образовании». Проблема соотношения традиций и инноваций в этой области очень сложна. Разрушить старую систему и создать новую, не использовав все лучшее, что нарабатывалось столетиями, - значит лишить страну будущего.

В силу особенностей российского менталитета не только невозможно, но и недопустимо полностью перенимать европейские и американские схемы образования. А значит, любой закон, любые внедряемые методики и программы должны быть направлены на создание оптимальных условий для рождения нового отечественного образования, качественно превосходящего и существующую российскую модель, и лучшие западные.

Основной смысл внедрения любых инноваций заключается в повышении качества образования. «Формально это соотношение между целью образования и его реальными результатами, - отмечает директор Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования Валерий Лазарев. - Попытка отыскать ответ на ключевой вопрос о том, какие цели ставит перед собой современное российское образование, обнажает огромное количество радикальных проблем, без решения которых невозможно двигаться дальше». К примеру, если цель начальной школы - научить детей считать, читать и писать, то у нас образование вполне приемлемое. Если же цель - научить детей учиться и формировать у них мотивацию к познанию, то сегодня школьное образование достигает практически нулевых результатов. Темпы нарастания знаний в обществе удваиваются каждые 7-10 лет. Ни школы, ни высшие учебные заведения не могут изменять программы с такой скоростью. Ситуация усугубляется еще и тем, что в большинстве учебных заведений к студентам относятся не как к учащимся, а как к обучаемым, вследствие чего традиционное образование не использует потенциал молодежи на всех ступенях развития подрастающего поколения.

Ассоциативно-репродуктивная система образования (когда нужно сначала запомнить некоторый объем информации, а после суметь его воспроизвести) катастрофически устарела еще в первой половине ХХ века. Сегодня необходимо сделать студента учащимся, научить его «культуре думания» и не только сохранить у него мотивацию к обучению, но и выработать понимание, для чего ему нужен тот или иной предмет. Постигая фундаментальные науки, молодежь должна реально включаться в проектную и исследовательскую деятельность и синтезировать получаемые знания, чтобы уметь решать весь спектр конкретных профессиональных задач, поясняет Валерий Лазарев.

Большинство специалистов едины во мнении, что сегодняшнее российское образование не соответствует потребностям окружающей действительности и требует обновления как самой модели, так и применяемых в ней подходов.

«Стремительно развивающиеся информационные технологии охватывают многие сегменты экономической и общественной жизни и значительно увеличивают скорость принятия решений в профессиональных сферах, - отмечает проректор по развитию Международного независимого эколого-политологического университета, член общественного Экспертного совета Минобразования и науки РФ по информатизации и новым образовательным технологиям обучения инвалидов Ирина Мкртумова. - Особенно быстро начинают идти процессы морального устаревания информации в наукоемких направлениях. Вследствие этого на первое место в образовании выходит не механическая передача знаний студентам, а вырабатывание у них навыков самообразования и создание философии бытия в трансформирующемся информационном пространстве».

По мнению Мкртумовой, для наиболее адекватного удовлетворения реальных потребностей науки и производства все традиционные образовательные технологии должны быть дополнены и инновационными технологиями, и инновационными образовательными программами. Безусловно, фундаментальная основа основных изучаемых дисциплин меняется медленно, и любые образовательные методики строятся на основе классического подхода, но для повышения конкурентоспособности выпускников вузов на современном рынке труда важна именно инновационная составляющая программ высших учебных заведений.

Стратегия и тактика инновационного прорыва

Специалисты, вплотную занимающиеся проблемой усовершенствования образования, по-разному классифицируют инновации. Так, Валерий Лазарев в своих работах разделяет все образовательные инновации на системные, модульные и локальные. По его мнению, системные инновации подразумевают принципиальную перестройку существующей образовательной модели, модульные способствуют изменениям лишь в некотором сегменте образовательной системы (например, в целостном курсе естественных наук или во всей начальной школе), а локальные представляют собой внедрение какой-либо новой технологии или нового учебника в деятельность отдельного преподавателя, учителя или группы специалистов. Таким образом, наиболее сложными и наиболее нужными сегодня являются именно системные нововведения, подчеркивает Валерий Лазарев.

Несколько иначе представляется эта проблема декану Московской школы управления СКОЛКОВО Вилфриду Ванхонакеру. По его мнению, в понятии «инновации в образовании» имеет смысл выделить три ключевых измерения: инновации в содержании, инновации в стратегии и инновации в процессе. При этом инновации в содержании предполагают разработку и внедрение новых предметов, изучение новых тематик. Инновации в стратегии представляют собой создание новых концепций, моделей, структур образовательного процесса. И, наконец, инновации в процессе относятся напрямую к тому, каким образом происходит передача знаний, какие технологии используются. «При этом стоит различать характер инноваций: эволюционный, то есть постепенный, совершенствующий все то, что есть на сегодняшний день, и революционный, то есть кардинально отличающийся от всего существовавшего ранее», - поясняет Вилфрид Ванхонакер.

Если говорить только о конкретных инновационных программах вузов (которые, по классификации Валерия Лазарева, в большинстве случаев относятся к модульным и локальным нововведениям), то они, по мнению специалистов Международного независимого эколого-политологического университета, должны предусматривать: введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ; применение новых (в частности информационных) образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню качества; интеграцию образования, науки и инновационной деятельности; постоянную актуализацию профессиональных компетенций, формирующуюся у выпускников, что и обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда.

Приметы инновационного вуза

Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать и проектные разработки, и тренинги, и стажировки (на производстве и в научно-исследовательских организациях), а технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности можно считать такие высшие учебные заведения, в которых, по критериям Совета при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера; использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

«Многие программы инновационных вузов предусматривают активизацию международного сотрудничества, в том числе и реализацию совместных образовательных программ с зарубежными университетами для получения так называемых двойных дипломов. Это, бесспорно, формальное преимущество, однако, работодатель, зная, что образовательная деятельность оценена на конкурсной основе достаточно высоко, безусловно, учтет это при выборе кандидата на работу в своей организации», - считает Ирина Мкртумова. Она убеждена, что сейчас в России существует достаточно большое количество действительно инновационных вузов.

Однако не так оптимистично представляется ситуация с инновационными вузами директору Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования. «Есть учебные заведения, которые вводят различные новшества в программы своего обучения, однако это не меняет самого принципа образования. Студент по-прежнему остается обучаемым, а не учащимся, по-прежнему не формируются его деятельностные способности решать профессиональные задачи, сохраняется предметная структура образования, и знания не синтезируются в способ профессиональной деятельности», - говорит Валерий Лазарев. По его словам, настоящий инновационный вуз должен не создавать «новые подходы к старому образованию», а готовить студентов так, чтобы сразу после получения диплома они могли выйти на рынок труда и были способны решать определенные виды профессиональных задач, соответствующих реальным потребностям работодателей. Кроме того, любой вуз должен готовить молодежь так, чтобы «научить ее хотеть учиться» и продолжать это обучение в течение всей жизни (то есть стремиться постоянно наращивать свой потенциал).

Тот факт, что студентам приходится совмещать учебу с работой, говорит прежде всего не о плачевном материальном положении молодежи, а о потребности накопления того профессионального опыта, который не способна предложить вузовская программа. Это порочный круг, который необходимо разорвать. Молодые люди пытаются научиться применять знания на практике, получить отметки в трудовой книжке (с помощью которых им впоследствии удастся найти хорошую работу), отвлекаются от занятий и в итоге получают просто неполноценное образование. Таким образом, настоящим инновационным вузом (с точки зрения целей всего высшего образования) следовало бы считать учебное заведение, в котором студенты учатся по специальным программам, предусматривающим формирование настоящего специалиста. Причем под специалистом в этом случае следует понимать человека, который не только обладает определенным потенциалом знаний и практическим опытом работы (полученным им как в стенах вуза при прохождении практики, так и вне его), но и способного быть активным субъектом на рынке труда, считает Валерий Лазарев.

С опорой на государство

Государственная поддержка инновационных вузов является направлением приоритетного национального проекта «Образование», направленного на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, а также на формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах.

"Инновационные программы невозможно реализовать без определенных условий, которые в Совете при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике определены, как «инновационная инфраструктура вузов», обязательно включающая в себя разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах; развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов; реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности; создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности. При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица», - комментируют проблему специалисты Международного независимого эколого-политологического университета.

Именно инновационная инфраструктура вуза является одним из определяющих условий разработки и внедрения инновационных программ. А в связи с тем, что разработка и внедрение современных информационных технологий и нанотехнологий требуют значительных финансовых вложений, проблема государственной поддержки негосударственных аккредитованных вузов становится особенно острой. Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 в 2006 году был проведен конкурсный отбор учреждений высшего образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

«Первый конкурс инновационных образовательных программ, в котором приняли участие 200 вузов, состоялся весной 2006 года. Его финалистами стали 17 высших учебных заведений, в числе которых были классические, технические и экономические университеты, а также медицинские и сельскохозяйственные вузы. Победители конкурса получили поддержку из средств госбюджета в объеме 10 млрд рублей на реализацию своих инновационных образовательных программ в 2006-2007 годах. В конкурсе 2007 года приняли участие 267 вузов, представляющих инновационные программы, 40 из которых стали победителями и получили поддержку из федерального бюджета. В итоге в 2006 году объем финансирования составил 5 млрд рублей, в 2007 году - 15 млрд рублей, а в 2008-м будет равен 20 млрд рублей», - объясняет Ирина Мкртумова.

Инновации оплаты

Говоря об инновациях, нельзя не затронуть тему образовательного кредитования, которое как конкурентная банковская услуга появилось совсем недавно. По мнению начальника отдела по связям с общественностью банка «Образование» Дмитрия Трушина, в России этот способ оплаты обучения пока только начинает завоевывать популярность. В основном кредиты на образование берут студенты, поступающие на платные отделения государственных вузов, а также люди, получающие второе высшее образование и степень МВА.

На сегодняшний день существует не так много банков, предлагающих целевой кредит на образование. «Этот продукт достаточно специфичен, поскольку деньги направляются напрямую в вуз, а не попадают на руки к заемщику. Кроме того, обеспечение в виде залога по образовательным кредитам в отличие от ипотеки или автокредитования встречается редко, что приводит к повышенному уровню риска», - рассказывает Дмитрий Трушин.

Однако рынок образовательного кредитования, несомненно, будет расти. Это связано с тем, что количество бесплатных мест в вузах сокращается и многие абитуриенты вынуждены будут поступать на платные отделения, стоимость обучения на которых в московских вузах может доходить до нескольких тысяч долларов в год. Все более популярно второе образование, повышение квалификации, МВА, что априори является платным и во многих случаях дорогим образованием. В такой ситуации образовательный кредит - это наилучший выход, отмечают в банке «Образование».

Чаще всего банки предоставляют образовательные кредиты только гражданам России, причем некоторые банки ограничивают заемщиков по проживанию в том городе, где расположен банк. Любая практика образовательного кредитования связана с очень большими рисками, которые существуют в кредитовании. Деньги не передаются на руки заемщику, а переводятся напрямую в учебное заведение. Абитуриент чаще всего не является лицом, зарабатывающим деньги, поэтому в зависимости от вида кредита могут потребоваться поручители, которые зарабатывают сумму, определенную банком как минимальную для получения кредита.

По материалам издания Газета.

Другие матералы рубрики: