Поволжский Образовательный Портал

Почему некоторые представители отечественной бизнес-элиты с натяжкой верят в успехи российских бизнес-школ?

Опубликовано 07 декабря 2007

Агрессивный маркетинг некоторых отечественных бизнес-школ сбивает потенциальных слушателей с толку: эти школы не дают всего, что обещают. В пику им зарубежные конкуренты делают все, наоборот, очень грамотно и активизируют свою деятельность на территории РФ.
Агрессивный маркетинг некоторых отечественных бизнес-школ сбивает потенциальных слушателей с толку: эти школы не дают всего, что обещают. В пику им зарубежные конкуренты делают все, наоборот, очень грамотно и активизируют свою деятельность на территории РФ.

Почему некоторые представители отечественной бизнес-элиты с натяжкой верят в успехи российских бизнес-школ? Как показывает исследование агентства РейТор, высшее образование наша элита получала во времена расцвета системы образования. Речь идет о конце 70-х - начале 80-х годов, потому что средний возраст рублевых миллиардеров 49 лет, а топ-менеджеров - 44 года. К тому времени на Западе парадигма индустриального образования была исчерпана и начался переход к постиндустриальному образованию. На Западе уже закладывались основы глобализации образования. Наша же образовательная система в это время продолжала штамповать кадры для плановой экономики. Но... при этом в вузах успешно шла воспитательная работа, и комсомол социализировал молодого человека, формировал его как управленца-профессионала. И как ни странно, многим будущим представителям элиты этой школы хватило на всю жизнь.

Стоит напомнить, что с начала 90-х изменения в системе высшего образования идут крайне медленно, при этом школа практического лидерства (с исчезновением комсомола) утеряна. Практике лидерства фактически учат только в школах бизнеса. Глава Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко уверен, что, хотя страна переживает период экстенсивного развития, скепсис бизнесменов переломить до сих пор трудно. Проблема в самих школах - в недостаточном качестве предлагаемого обучения. Тем более когда каждый региональный вуз стремится открыть у себя школы МВА. Зачастую это просто курсы повышения квалификации. Пред приниматели в то же время плохо осведомлены о возможных вариантах обучения, это объясняется довольно слабым маркетингом образовательных учреждений. Леонид Евенко считает, что совместные российско-зарубежные программы, которые популярны сегодня в некоторых региональных вузах, были востребованы на заре развития бизнес-школ. Сегодня ведущие высшие школы ограничились приглашением западных звезд-профессионалов и считают это правильным. Весьма популярны и стажировки преподавателей за рубежом. Это также положительно влияет на процесс обучения. Но школы, уже много лет специализирующиеся на совместных программах, считают, что как раз сегодня переживают пик интереса к себе. Впрочем, что думают об этом выпускники таких программ? И любопытно, помогают ли такие программы преодолеть кризис в карьере или на собственном предприятии?

Алексей Бершауер, выпускник института экономики и финансов "Синергия"

Мне 32 года, образование помимо MBA - педагогическое, учитель иностранных языков. Последнее место работы - исполнительный директор средней российской компании по производству стройматериалов. Живу на данный момент в городе Омске. Мне нужна была программа, диплом которой признавался бы за рубежом. От учебы я получил больше, чем ожидал. Меня научили думать иначе. Наверное, правильно думать. Западный образ мышления и подход к образованию сильно отличаются от советского или российского вариантов. Абсолютно весь изученный материал применим на практике в любой организации. Ведь это все - мировая практика с теми успехами, которые вдохновляют, и с теми граблями, на которые не стоит наступать еще раз. Хотя постоянно слышу слова о "своем пути России". Надеюсь, это не тот, который по граблям. Вся прелесть этого (английского) обучения и состоит в отсутствии догм. Они говорят - да, есть то-то и то-то с теми-то недостатками и теми-то преимуществами. Как применить этот опыт - решение в ваших руках.

Ирина Матикян, студентка "Синергии"

Я окончила отделение экономической кибернетики эконом ического факультета МГУ. В основном моя работа была связана с международным сотрудничеством, последние восемь лет я работаю в российской компании, специализирующейся на поставках под ключ промышленных линий для производства фармацевтических продуктов с полным сервисным, информационным и валидационным сопровождением. Последние несколько лет я занимаю должность директора по ВЭД. В настоящее время проживаю в Лондоне, но при этом продолжаю работать в своей компании.

Поскольку я окончила МГУ достаточно давно, я испытывала в моей работе недостаток обновленных систематизированных теоретических знаний и планировала получить образование МВА. Перебравшись в Англию, стала серьезно изучать возможность получить такое образование и пришла к парадоксальному выводу, что проще, удобнее и гораздо менее обременительно с финансовой точки зрения такое образование получить на базе отечественного вуза, на совместной программе. При этом образование будет очень высоким по качеству, поскольку оно будет осуществляться на базе третьего старейшего университета Великобритании. Поступить в такой университет напрямую было бы очень проблематично.

Несмотря на то что я выбрала дистанционную форму обучения, у меня, как и у других студентов, есть возможность бесплатно прослушать лекции по программе вечернего МВА. Материалы для своей курсовой подбирала в Британской библиотеке, почувствовала себя снова студенткой, узнала массу интересных, а главное, полезных сведений, нашла объяснение диаметрально различной реакции моих итальянских, английских и корейских партнеров в однотипных ситуациях.

Безусловно, данный курс не для технических исполнителей, а для менеджеров высшего звена. Особенность программы - подход soft skills. Вы не найдете здесь готовых прописанных инструкций для вашего бизнеса, что вряд ли принесло бы ему пользу, поскольку не смогло бы учесть индивидуальную специфику вашей компании. Зато здесь все направлено на то, чтобы активизировать мысленные процессы, и вы сможете научиться методике грамотной и всесторонней оценки текущего состояния вашего бизнеса в конкурентной и глобальной среде, вычленению проблем, которые создают узкие места, нахождению альтернативных способов решения этих проблем, оценке рисков и т.д. Приобретенные знания на практике уже применяю. Теперь по-разному общаюсь с моими иностранными партнерами из разных стран, учитываю различную "дистанцию власти" (демократичность) и уж никак не могу допустить, чтобы корейские партнеры "теряли лицо", что для них страшнее смерти.

Наталья Федорова, выпускница ЛИНК

Главный результат обучения сотрудников нашей компании - это возможность говорить на одном языке. Это особенно важно, если учесть, что в компании принято "выращивать" менеджеров из числа сотрудников. Среди наших менеджеров много специалистов с техническим образованием. Они - замечательные сотрудники, но им порой не хватает экономических знаний. В таком случае мы сами советует им пройти тот или иной курс обучения. Удобно, когда программа составлена по модулям. С учетом позиции, которую занимает менеджер, можно уже с большей уверенностью рекомендовать ему нужный курс. Наши менеджеры учатся постоянно. Заслуга обучения - рождение команды единомышленников. Так что перспектива кризисной ситуации не пугает, когда команда ясно понимает поставленные перед ней задачи. Что касается зарубежных программ обучения, по которым мы учимся. Во-первых, они адаптированы под наши требования. Во-вторых, практические семинары помогают разобрать на конкретном примере любые проблемные ситуации в компании.

По материалам Независимой газеты.

Другие матералы рубрики: