Поволжский Образовательный Портал

Содержание, в широком смысле слова, современного российского образования требует уточнения и постоянной переоценки качества

Опубликовано 11 марта 2008

Содержание, в широком смысле слова, современного российского образования требует уточнения и постоянной переоценки качества. Среди серьезных проблем ученые называют опасность чрезмерной "товаризации" образовании, недостаточное знание иностранных языков, отсутствие связи и преемственности между отдельными педагогическими системами.

"Товаризацию образования в России надо предотвратить", - считает ректор Московской финансово-промышленной академии Юрий Рубин. К "товаризации" образования в России может привести приспособление отрасли к условиям рынка. Над этой проблемой сейчас работают специалисты по оценке качества образования во многих странах мира, сообщил Юрий Рубин. Он предостерег от увлечения вузов подготовкой исключительно специалистов, необходимых для рыночной экономики. В подобном случае есть риск, что пострадает наука и воспитательный процесс, обеднеет преподавательский состав вуза, отметил ректор.

Новые образовательные стандарты и направления профессиональной подготовки, которые разрабатываются в настоящее время в России, ориентированы на потребности в специалистах инновационной экономики. Одновременно эксперты проводят оценку существующих направлений профподготовки. Агентство по общественному контролю качества образования (АККОРК), проводящее образовательный аудит в российских вузах, участвует в этой работе. Генеральный директор АККОРК Вячеслав Самойлов сообщил, что в настоящее время уже более ста российских вузов прошли образовательный аудит, который начинает играть важную роль в итоговой государственной аттестации. Но такой аудит является добровольным, и "в основном в агентство обращаются государственные вузы".

Доктор психологических наук Владимир Шадриков, председатель Высшего совета АККОРК, сообщает, что "в вузах хромает работа по использованию научных исследований и, прежде всего, международных электронных баз данных при формировании содержания образования по разным предметам", цитируют Известия. Среди препятствий для этого он назвал низкое знание иностранного языка преподават елями и студентами, мешающее использовать международные источники образования. Случается, что в заглавии переводного иностранного учебника 15-летней значится "учебник XXI века".

Проблемы определения содержания и оценки качества образования касаются и средней школы. "Учебный процесс как научно обоснованный включает в себя, по крайней мере, пять факторов, тесно взаимосвязанных: 1.объeм учебного материала, который мы считаем необходимым дать ученику, исходя из целей образования; 2.необходимое для его освоения; 3. техники обучения; 4. квалифицированные учителя; 5. материально-техническое и финансовое обеспечение", - рассуждает Владимир Шадриков. "Раньше академики педагогических наук СССР проводили большую работу по согласованию первых четырeх факторов... В настоящее время эта работа, как системная, во многом не проводится, - сообщил он в ответе в рамках консультационной линии Pedsovet.org, - В учебный план вводятся постоянно новые предметы, педагоги не готовятся к работе с разными учебниками, отсутствует связь и преемственность между отдельными педагогическими системами, например Занковского, Давыдова-Эльконина и традиционной в начальной школе. Любая модернизация в каком-то одном направлении ничего хорошего не даст. Здесь необходима системная работа, которая в должных объeмах не проводится".

Об этом сообщает Педсовет.

Другие матералы рубрики: