Поволжский Образовательный Портал

Минобрнауки наконец-то сломило сопротивление региональных властей и научного сообщества: в 2008 г заявки на участие в ЕГЭ подали все регионы

Опубликовано 12 мая 2008

Даже МГУ, ректор которого Виктор Садовничий является резким противником образовательной реформы, этим летом впервые будет учитывать результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), суммируя их с оценками, полученными абитуриентом на вступительных экзаменах. Правда, государственные вузы получили право не принимать ЕГЭ-свидетельства с низкими баллами.

А с 2009 года ЕГЭ становится основной формой итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний в средние и высшие профессиональные учебные заведения по 13 общеобразовательным предметам.

Эксперимент по внедрению системы ЕГЭ проводится уже 7 лет. В 2001 году единый госэкзамен сдавали всего 2,3% выпускников страны, в 2007 году - 95,1%. В прошлом году вне зоны охвата эксперимента оставались лишь Чечня, Приморский край, Нижегородская область и Корякский автономный округ. Стоимость ежегодного проведения ЕГЭ оценивается примерно в 330 миллионов рублей.

В связи с тем, что со следующего года ЕГЭ становится обязательным для всех школ и вузов страны, в 2008 году регионам дают последний шанс откорректировать систему, у которой, увы, практически не осталось противников. Поэтому правила проведения выпускных экзаменов в этом году несколько отличаются от практики прошлых лет.

Выпускников будут тестировать по математике, русскому языку, литературе, физике, химии, биологии, географии, истории России, обществознанию, иностранным языкам и информатике. Набор предметов каждый регион определяет самостоятельно. Например, в Нижегородской области выпускники будут сдавать обязательный ЕГЭ только по русскому языку.

А Татарстан предоставил возможность выпускникам национальных татарских школ сдать единые республиканские экзамены (ЕРЭ) на родном, татарском языке. Их результаты наравне с ЕГЭ учитываются при поступлении в вузы, действующие на территории республики.

Кстати, в прошлом году Госсовет и Минобразования Татарстана предложили признать результаты ЕГЭ на национальных языках субъектов РФ наряду с результатами на русском. И соответствующую законодательную инициативу поддержали национальные республики.

Предметов, по которым в 2008 году можно сдать обычный экзамен, осталось немного - основы безопасности жизнедеятельности, мировая художественная культура и физкультура. И еще литература исключена из списка обязательных предметов при сдаче ЕГЭ и стала предметом по выбору.

По новым правилам подписывать свидетельство о сдаче ЕГЭ может руководитель образовательного учреждения, а право на аннулирование результатов имеют теперь субъекты РФ, тогда как раньше это делалось на федеральном уровне.

Изменена и система выставления итоговых оценок. Если прежде экзаменационные комиссии достаточно лояльно относились к двоечникам (выпускнику, получившему "двойку" на любом ЕГЭ, в аттестат гарантировано ставилась "тройка"), то в этом году формула "плюс один балл" осталась только по трем дисциплинам - русскому языку, математике и литературе. Удовлетворительная аттестация по этим предметам необходима при поступлении в ПТУ и техникумы. Не исключено, что с 2009 года формула "плюс один балл" вообще перестанет действовать.

Как показала практика, наиболее трудным предметом для российских выпускников является математика. В 2007 году неудовлетворительную оценку по этому предмету получили 20% школьников. В особенно трудном положении оказались ученики гуманитарных классов и вечерних школ, изучающие математику по сокращенной программе. Чтобы не портить им аттестаты, Рособрнадзор в этом году разрешил местным департаментам образования самостоятельно устанавливать для таких образовательных учреждений шкалу перевода баллов ЕГЭ в отметки, хотя один из идеологов ЕГЭ, тогда еще глава Рособрнадзора Виктор Болотов предлагал вообще исключить математику из списка обязательных экзаменов.

Результаты ЕГЭ, полученные в 2008 году, могут быть предъявлены приемной комиссии до конца 2009 года включительно. А призывники смогут попытать счастья в течение года после возвращения со службы.

На сегодняшний день, заканчивая школу, ученики получают два документа - аттестат о среднем общем образовании и свидетельство с результатами ЕГЭ.

Болотов предложил упразднить за ненадобностью школьные аттестаты, поскольку приемные комиссии вузов будут оценивать результаты ЕГЭ, а не баллы в школьном аттестате. "Зачем нужны оценки, если при поступлении в вуз выпускнику все равно придется каждый раз сдавать ЕГЭ?", - недоумевал чиновник. Однако в Рособрандзоре поспешили заверить, что упразднения школьных аттестатов пока не планируется.

Обосновывая повальное введение ЕГЭ со следующего года, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что такая форма сдачи экзамена позволит объективно оценивать знания школьников и обеспечит большую доступность качественного образования.

Сама по себе идея повышения объективности оценки качества знаний, безусловно, хороша.

Например, директор средней школы N112 Ростова-на-Дону Евгений Рамдаев считает, что единый госэкзамен помогает молодым людям подготовить себя к поступлению в высшее учебное заведение, еще в школе настроить себя на выбор профессии. "Оспаривать необходимость такого рода экзаменов бессмысленно", - сказал он Interfax-Russia.ru.

Но при этом он отмечает ряд серьезных проблем, которые требуют осмысления и решения. В частности, его настораживает то, что подход к делу "напоминает не лучшие традиции советских времен". "Налицо попытка задать для всех единый образовательный уровень, причем явно завышенный для многих ребят, - отметил директор школы. - На мой взгляд, это неверно". По его мнению, необходима оптимизация школьной программы, исходя из разных способностей и различного склада ума.

Заместитель директора школы N112 по учебно-воспитательной работе Ирина Кострыкина также считает, что распространять ЕГЭ в обязательном порядке на всех школьников не стоит. В частности, ЕГЭ по математике, в том виде, в котором он предлагается сейчас, сдать на "отлично" можно только посещая в течение учебного года факультативные занятия, что совершенно не нужно части выпускников, выбравших для себя в будущем специальности, не требующие углубленного изучения математики.

"Мое мнение - ЕГЭ полезен, замечателен, необходим, - заявила Кострыкина Interfax-Russia.ru. - Но если его сдают в добровольной форме. Обязательный ЕГЭ не нужен".

Да, частичное введение единых заданий на экзаменах, единых системы критериев и процедуры оценивания, в целом, вызывает понимание. Но доведение этой идеи до абсурда вызывает прямо противоположные эмоции.

В частности, согласно новым правилам сдача выпускных ЕГЭ происходит в чужой школе и под присмотром чужих учителей. Каждая аудитория рассчитана на 15 выпускников, случайно отобранных специальной программой за 1,5 часа до начала экзамена. Во время экзамена в аудиториях будут присутствовать по два педагога, также случайно выбранных за 1,5 часа до выпускного испытания, которые проведут инструктаж с учащимися по правилам заполнения бланков ответов.

Учителя и преподаватели "родных" школ ввиду их личной заинтересованности в схеме ЕГЭ полностью отстранены от участия в экзаменах. По мнению директора Школы-Центра развития личности (Нижний Новгород) Игоря Богданова, подобный подход откровенно обижает и директоров школ и предметников, обучающих детей.

Богданов уверен: никто не задумывается о "комфортности" для школьника сдачи выпускного экзамена, который и без того является достаточно сильным стрессом практически для каждого ребенка.

С подобной точкой зрения соглашается и замдиректора школы Ростова-на-Дону: "Ожидание таких экзаменов для многих становится психологическим прессом. Особенно в нынешней форме ЕГЭ. Чужие стены, чужие парты, чужие преподаватели, которые не знают психических особенностей ребенка и не могут его успокоить".

С этим согласен и ректор Карачаево-Черкесской технологической академии Юрий Кривобоков. Он также считает, что "отрывание" детей от привычной среды обитания, когда им приходится сдавать экзамен в жестких условиях и под пристальным контролем, способствует возникновению у многих детей сложностей и стрессов.

Разумеется, педагоги болеют за своих учеников, и очевидно, что в некоторых случаях некий элемент помощи ребенку на вступительных экзаменах присутствует, но эти недостатки могут быть ограничены иными способами, без ущерба для психологического состояния выпускника.

В целом закон "О едином госэкзамене" существенно расширил возможности для поступления в вузы по результатам конкурсов и олимпиад, а также предполагает льготы при поступлении в вузы, в частности, для детей военнослужащих, погибших при исполнении, чемпионов олимпийских и паралимпийских игр.

То, что способные дети из малообеспеченных семей, получив хорошие баллы на ЕГЭ, могут поступать в вуз, будучи более уверенными в зачислении, является колоссальным преимуществом ЕГЭ, говорит ректор Карачаево-Черкесской технологической академии. Однако, по его словам, как "ректор-консерватор", он все-таки выступает за старую систему сдачи экзаменов, которая позволяла видеть творческое начало в письменных работах детей. "Старая система была более щадящей и более объективной", - считает Кривобоков.

Новые правила сдачи ЕГЭ с 2009 года также предусматривают лишение льгот для медалистов при поступлении в вуз.

С такой постановкой вопроса, в принципе, согласен проректор по информатизации Нижегородского государственного университета им.Лобачевского (ННГУ), заместитель председателя приемной комиссии Владимир Швецов. "Мы видим, что происходит с "золотыми" и "серебряными медалями" сейчас, - заявил Швецов Interfax-Russia.ru. - Знаний у большинства медалистов никаких". По его мнению, количество медалей увеличилось обратно пропорционально качеству знаний "медалистов" - в десятки раз. "Есть, конечно, медалисты, - отметил проректор ННГУ, - которые действительно заслужили ее: но их единицы, а медалей – десятки".

Теоретически, для абитуриента ЕГЭ - прекрасная задумка, считает Швецов, у него есть преимущество: он может отправить заказным письмом в различные вузы свои документы с результатами единого госэкзамена и ждать спокойно, когда его зачислят. Основная проблема, которая беспокоит вуз, отметил зампредседателя приемной комиссии, это достоверность полученных по ЕГЭ оценок.

В позапрошлом году, привел пример проректор ННГУ, по результатам ЕГЭ выяснилось, что школьники одной из кавказских республик сдали экзамен по русскому языку лучше, чем школьники Москвы и Санкт-Петербурга. "В это верится с трудом", - сказал Швецов.

Вузы при приеме, казалось бы, должны радоваться, что у них сокращаются расходы на проведение вступительных экзаменов, отметил собеседник Interfax-Russia.ru. При этом преподаватели вузов опасаются, что, придя с высокими баллами ЕГЭ, студенты "не потянут" учебу и по результатам первой сессии большая часть их отсеется.

С подобной точкой зрения соглашается и член приемной комиссии Южного федерального университета (ЮФУ) Евгений Пушкарский: "К сожалению, уровень знаний многих абитуриентов, поступающих в университет по результатам ЕГЭ, не соответствует требованиям вуза". По его словам, на физфаке ЮФУ в течение ряда лет ведется так называемая "проверка остаточных знаний": в сентябре оцениваются знания ребят, поступивших на факультет по тестам единого госэкзамена. Результаты не радуют, отмечает Пушкарский.

По мнению проректора ННГУ, в том виде, в каком ЕГЭ существует сейчас, он хорош только для оценки качества преподавания в школе. Но, ради того, чтобы аттестовать школы, не имело смысла создавать такую организационную структуру в рамках всей страны и тратить огромные средства на проведение ЕГЭ, считает Швецов. "Мы и так знаем, что из себя представляет каждая школа, - заявил заместитель председателя приемной комиссии ННГУ. - Не сравнишь деревенскую школу с городской".

А тот факт, что школу начнут оценивать по результатам ЕГЭ, отмечает проректор ННГУ, может привести лишь к тому, что учитель, вместо того, чтобы давать знания, будет "натаскивать" учеников на сдачу экзамена, иначе его будут считать плохим учителем.

Что, кстати, и происходит сейчас. Школа на глазах превращается в институт натаскивания на ЕГЭ: вместо преподавания литературы, русского языка и математики в их исторически сложившемся виде, учителя вынуждены заучивать с учениками тесты и проводить бесконечные "репетиции" ЕГЭ. Здесь же можно упомянуть и резкое увеличение количества всевозможных изданий для "облегчения" сдачи единого госэкзамена. Вот уж какая "литература" сейчас поистине переживает подлинный бум!

По мнению большинства представителей вузов и школ, ЕГЭ не должен сдаваться поголовно всеми школьниками на обязательной основе. Его должны выбирать лишь те одаренные ученики, которые собираются поступать в вуз. И выбирать те предметы, которые соответствуют профилю вуза. Причём сдавать ЕГЭ нужно не в школе, а в специальном центре тестирования, считает Пушкарский.

Следует вспомнить, что первоначально идея ЕГЭ непосредственно увязывалась с идеей государственных именных финансовых обязательств. Предполагалось, что ученики, получившие более высокие баллы при сдаче ЕГЭ, должны приобретать и более высокие образовательные ссуды. В настоящее время эта идея похоронена.

"Увы, это так и осталось в области благих намерений, - отмечает член приемной комиссии ЮФУ. - Очень жаль, что на завершающей стадии эксперимента исчезла главная составляющая, о которой было заявлено в самом его начале".

Еще одним аргументом в пользу проведения ЕГЭ со стороны идеологов было снижение коррупционной составляющей при проведении единого госэкзамена и сведение к минимуму возможности фальсификации данных.

В частности, глава Рособрнадзора заявлял, что базы данных Единого государственного экзамена надежно охраняются от возможных попыток взлома со стороны хакеров. Однако, как показала практика даже прошлого года, это не помогло. Взять, хотя бы, нашумевшую историю о том, как школьник из Ленинградской области накануне сдачи ЕГЭ по русскому языку выложил ответы на тесты в интернет.

Спекуляции и мошенничество на теме ЕГЭ повторяются ежегодно. Даже чиновники неоднократно сетовали на то, что заметно возросло число жуликов, наживающихся на выпускниках.

При этом и сами чиновники не прочь "погреть" руки на такой золотой жиле. Например, в Татарстане в прошлом году было заведено уголовное дело о фальсификации результатов выпускных экзаменов за 2006 год в отношении круга должностных лиц Республиканского центра мониторинга качества образования (создан при Минобразования, в частности, для технического оснащения процесса обработки результатов ЕГЭ). По указанию начальника общего отдела его подчиненные подбирали по интернету желающих заплатить за фальсификацию результатов экзамена, а начальник получал от выпускников по 40 тыс. рублей.

В Саратовской области в прошлом году были привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица Минобразования, ответственные за проведение ЕГЭ и допустившие незаконную перепроверку работ выпускников региона. Кроме того, в регионе были выявлены факты, когда дети списывали работу уже с готового решения, выполненного взрослым. Все результаты по выполнению этих работ были аннулированы.

В целом, пока проблем и вопросов по поводу сдачи ЕГЭ гораздо больше, чем очевидной пользы, на которую так упирали родоначальники ЕГЭ в России.

Кстати Единый государственный экзамен придумали во Франции в 1967 году и воплотили программу в жизнь. Но… через пять лет отказались от него.

Сейчас система ЕГЭ работает в США, где зачисление в вузы идет в зависимости от количества набранных баллов. Примечательно, что Билл Гейтс на одном из своих выступлений высказал точку зрения, что "образование в Америке умерло: выпускники не способны создавать, продуцировать, они лишь потребители готового, чужих услуг". По его мнению, главной причиной этого является придание американскому образованию прикладного характера и введение ЕГЭ.

Наверное, ЕГЭ, как инструмент проверки школьных знаний, достаточно эффективен, но как показатель способностей ребенка, особенно творческих, не выдерживает никакой критики. Вузам нужны талантливые студенты, поэтому, необходимы дополнительные формы выявления способностей абитуриента.

"Есть вузы, которые готовят специалистов для конкретных работ, - отметил заместитель председателя приемной комиссии ННГУ. - А у нас Университет, мы даем фундаментальное образование и должны отбирать талантливых людей. А тест талантливого человека не показывает. Он для всех одинаковый. Талантливые люди могут вообще по результатам тестирования остаться за бортом".

Сейчас все вузы обязали учитывать результаты ЕГЭ, но многие из них будут бороться за право проводить вступительные экзамены по собственной системе. Список таких учебных заведений будет утверждать правительство. Правда, до сих пор не утвержден механизм отбора.

Очевидно, что несколько десятков вузов страны, в которых формируется научная элита, добьются исключительного права войти в такой реестр. Вероятнее всего, в данный список войдут и спортивные вузы. Не стоит забывать и о художественных, музыкальных, театральных институтах и училищах, прием в которые по результатам ЕГЭ, мягко говоря, выглядит смешно.

Хотя, несколько лет назад Минобрнауки обязало большинство творческих вузов, в том числе и такие, как театральный институт им.Щукина, учитывать результаты единого госэкзамена. Но есть еще и такие серьезные структуры, как министерство обороны, ФСБ, СВР, ФАПСИ, МЧС, МИД, которые также вряд ли удовольствуются результатами формальных тестов.

Ну а те вузы, которые проиграют борьбу, будут вынуждены принимать абитуриентов на основе результатов ЕГЭ. Школьники же, у родителей которых хватит средств, чтобы нанять репетиторов для успешного "натаскивания" на тесты, смогут получить возможность поступить в несколько вузов сразу, а часть действительно талантливых детей останется за бортом высшего образования.

Возникает закономерный вопрос: чем же так плохо было традиционное российское образование, и почему наши власти с таким упорством его хоронят?

Ведь может так случиться, что, когда ошибка введения подобного эксперимента станет очевидной, его последствия уже станут необратимыми. Стоит ли так рисковать всей системой национального образования?

Полина Шишкина.

Другие матералы рубрики: