Поволжский Образовательный Портал

Вот-вот в школах прозвенит последний звонок, и перед вчерашними учениками встанет один из самых серьезных жизненных вопросов - выбор профессии

Опубликовано 20 мая 2008

Вот-вот в школах прозвенит последний звонок, и перед вчерашними учениками встанет один из самых серьезных жизненных вопросов - выбор профессии. Впрочем, сегодняшние выпускники, скорее всего, свой выбор в пользу того или иного вуза уже сделали. Задумываться об этом сегодня принято рано, а если этого не делает сам школьник, то уж точно ночей не спят его родители. Главный предмет волнений - какую профессию получить сегодня, чтобы быть востребованным завтра? Тем более обучение стоит недешево. Уже очевидно, что юристов, экономистов и специалистов банковского дела в стране перебор. Люди остаются не у дел, пытаются получить вторую специальность или дополнительное образование. Но учиться в вузе пять лет, платить за это немалые деньги, а потом понимать, что погоня за модой была ошибкой, мягко говоря, обидно. Итак, как не повторить этой ошибки сегодняшним и завтрашним абитуриентам? Какую специальность выбрать? Что будет с рынком труда через 10-15 лет?

Для того, чтобы понять это, нужно иметь представление, в каком направлении развивается российская экономика, утверждают участники состоявшейся в четверг дискуссии по теме "Востребованные специальности-2008: Какое образование получить, чтобы после окончания вуза не остаться без работы?" Согласно "генеральной линии" властей, Россия все-таки выбирает инновационный путь развития. Исходя из этого, и нужно делать выводы.

Сегодняшнюю ситуацию на столичном рынке труда охарактеризовал начальник отдела информации и общественных связей Департамента федеральной государственной службы занятости населения Москвы Андрей Гринберг. По его словам, дела обстоят вполне благополучно, даже лучше, чем во многих европейских городах. Безработных - как зарегистрированных, так и "фактических" не более 2-3% от числа работоспособного населения. Как правило, это люди старших возрастов, закончившие вузы еще в советское время, не умеющие или не желающие получать дополнительное образование или проходить переподготовку. С молодежью проблем меньше, хотя скрытая дискриминация по возрасту еще кое-где встречается. Исходя из тенденций на рынке вакансий, А.Гринберг делает прогноз: в ближайшем будущем будет расти спрос на инженеров и научных работников. Только сегодня в банке вакансий насчитывается 5,5 тыс. инженерных специальностей. Но беда в том, что сегодня уровень их подготовки во многих вузах "хромает": не хватает материальной базы. Иными словами, Россия идет в русле общемировых тенденций: быть инженером денежно и почетно и в Германии, и в США, и на Филиппинах.

Еще один момент, о котором мы забываем - недостаток квалифицированно рабочей силы. По словам А.Гринберга, 80% вакансий в столичной базе данных - именно рабочие. Нынешние токари или фрезеровщики, как правило, немолоды и в силу многих причин неспособны к восприятию новых технологий. А молодежь "к станку" не идет. Поэтому важно сохранить баланс между "белыми" и "синими" воротничками, а не призывать всех поголовно получать высшее образование.

С ним не согласна депутат Госдумы Нина Останина. По ее мнению, высшее образование в любом случае благо. "Если все будут учиться, то мы сможем сделать из Москвы российский Гонконг или Сингапур", - считает она. По ее мнению, беда в том, что сегодня замедляются темпы роста бюджетных расходов на образование. Если в 2007 году это было 5,09% от бюджета, то в 2010 году запланировано всего 4,82%. В 1970 году Советский Союз тратил на образовательные программы 7% от ВВП, сегодня - 3,4%. Для сравнения, в США и странах Европы эти затраты составляют порядка 5-6%. Сокращается и число бюджетных мест в вузах. Возвращаясь к разговору о востребованных профессиях, Н.Останина заявила, что специальность - не основное. Главное, чтобы образование было фундаментальным, и человек сумел впоследствии получить дополнительные навыки. Ведь предположить, каким будет рынок труда через десятилетия, невозможно - жизнь всегда вносит коррективы в подобные планы. "Наличие высшего образования в любом случае повышает шансы найти работу и зарплату выше той, что получают менее образованные коллеги", - считает она.

Но нельзя забывать, что, невзирая на стремление к инновационной экономике, наша страна до сих пор "сырьевая", напоминает директор независимого рейтингового агентства "РейтОР" Ирина Артюшина. Поэтому есть и в ближайшее время останется потребность в специалистах-"сырьевиках". А обусловленная этим крайняя забюрократизированность экономики порождает спрос на грамотных менеджеров - работодатели ищут специалистов в государственно-корпоративном управлении и готовы платить им немалые деньги. Анализируя ситуацию на рынке труда, эксперты агентства пришли к выводу, что и абитуриенты идут навстречу рынку. В их среде происходят значительные изменения. По-прежнему в фаворе экономические и управленческие специальности, но уже растет интерес к техническим наукам. В лидеры пристрастий выходят и информационные технологии. Но самое главное - по-прежнему прагматичные абитуриенты уже выбирают профессию, руководствуясь не только престижностью и возможностью заработать, но и собственными интересами, способностями. Уже через полгода после начала обучения первокурсники начинают обращать особое внимание на то, далеко ли вуз от дома и можно ли совмещать работу с учебой. А работать, начиная с третьего курса, сегодня желают практически 100% студентов. Поэтому вузы, исходя из этой тенденции, должны корректировать расписание занятий, считает И.Артюшина.

По словам начальника отдела профессионального обучения Департамента федеральной государственной службы занятости населения Москвы Елены Трофимовой, сегодня в базе данных много строительных вакансий - от рабочих до руководящих. Строительная сфера очень перспективна, однако беда в том, что зарплаты на начальном уровне предлагаются крайне невысокие - в среднем 13 тыс. руб. На такие деньги никто не идет. Средняя зарплата по Москве сегодня составляет 32 тыс. руб., а мэр Юрий Лужков говорит, что к 2008-09 годам она достигнет 45 тыс. руб. Люди видят эти цифры и начинают ценить себя выше, чем предлагают им работодатели. Исходя из этого, начальные зарплаты нужно повышать до 20-25 тыс. руб. Тогда вакансии начнут заполняться.

Все зависит от того, что за студент стоит "в очереди" к работодателю, парирует первый проректор Российского университета дружбы народов (РУДН), доктор физико-математических наук Александр Ефремов. Сегодня выпускник должен, в дополнение к изучаемой специальности, обладать IT-грамотностью и знать иностранные языки. Причем не только английский, который является для современного специалиста обязательным "по умолчанию", но и какой-либо другой - испанский, французский, китайский и даже суахили. Выпускники РУДН, обладающие этими навыками, по мнению проректора, стоят на рынке труда от 45 до 60 тыс. руб. - и это в начале карьеры, добавляет он.

Проблема в том, что работодатели и вузы никак не могут прийти к плодотворному взаимодействию в кадровых вопросах. Первые не желают тратить силы и время на выработку корпоративного заказа вузам на подготовку специалистов, выстраивание системы профессиональных стандартов. Вторые не могут или не хотят перестраивать учебные планы, исходя из потребностей рынка. Вот и получается, что по окончании вузов на трудовой рынок выходят десятки тысяч специалистов, не отвечающих ожиданиям работодателей, но оценивающих себя слишком высоко, чтобы работать за минимальную зарплату. Советская система распределения давно почила в бозе, а ее аналоги - всевозможные ярмарки вакансий - развиты слабо. Вот и получается, что работодатели безуспешно ищут "молодых, но с опытом", а молодые гадают - в какой профессии после окончания вуза их ждет больше денег?

Наталья Бокарева.

Другие матералы рубрики: