Поволжский Образовательный Портал

О том, как сделать выпускников российских вузов востребованными, рассуждали чиновники, педагоги и эксперты в области рынка труда, которые собрались в "Комсомолке" на "Круглом столе" "Востребованные специальности-2008"

Опубликовано 27 мая 2008

О том, как сделать выпускников российских вузов востребованными, рассуждали чиновники, педагоги и эксперты в области рынка труда, которые собрались в "Комсомолке" на "Круглом столе" "Востребованные специальности-2008" Быть чиновником - выгодно?

Наталья АНДРУЩЕНКО, ведущая "Круглого стола", руководитель пресс-центра "Комсомольской правды", политобозреватель:     

- Накануне мы провели опрос среди посетителей сайта "Комсомольской правды". По их мнению, самая модная профессия - дизайнер. В лидерах - специалисты по IT-технологиям и чиновники. Далее - профессии банкира, юриста, артиста, системного администратора. Больше всех зарабатывают, уверены наши читатели, банкиры. На втором месте - чиновники. На третьем - юристы.

Станислав САВИН, ректор Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" (институт), профессор:     

- По нашим данным, первые строчки рейтинга самых востребованных профессий занимают специалисты финансовой и банковской сферы. Спрос на кандидатов превышает предложение и в таких сферах, как финансы, маркетинг, туризм и гостеприимство. Через 5 - 6 лет будут пользоваться спросом банковские служащие, логисты, инженеры, "айтишники", специалисты в сфере производства, продаж, управления человеческими ресурсами, а также страховщики.

Александр ТУРЧИНОВ, проректор, директор Института высшего профессионального образования Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор социологических наук, профессор:    

- Я представляю учебное заведение, которое готовит госслужащих, и могу с уверенностью сказать, что результаты опроса по поводу зарплат госслужащих - миф. Ведь чиновники бывают разные. Большая часть - самые настоящие работяги. Они пашут день и ночь, а зарабатывают ниже среднего. Тех, кто живет в достатке, не так уж много. Вряд ли эта сфера привлекательна для молодежи.

Нина ОСТАНИНА, депутат Государственной Думы РФ:     

- Когда организаторы "круглого стола" обратились ко мне с вопросом, какое образование нужно получить, чтобы быть востребованным, я ответила: "Любое!" Есть данные, что при наличии любого высшего образования шансы на трудоустройство повышаются в полтора-два раза. Высшее образование гарантирует, что ваша зарплата будет как минимум вдвое превосходить доход человека, который вуз не окончил.

Наталья Андрущенко: - А что происходит на рынке труда? Каких специалистов не хватает?

В дефиците - инженеры,  а поступают на экономику     

Андрей ГРИНБЕРГ, начальник отдела информации и общественных связей Управления государственной службы занятости населения г. Москвы:     

- В Москве ситуация сейчас благополучная. Уровень общей безработицы заметно ниже, чем в мировых мегаполисах, - не больше 1%. Без работы чаще остаются люди старших возрастов, которые окончили учебные заведения до 90-х годов и больше нигде не учились. Проблем с трудоустройством молодежи мы не ощущаем. Работодатели охотно берут успешных выпускников вузов.

Елена ТРОФИМОВА, начальник отдела профессионального обучения Управления государственной службы занятости населения г. Москвы:     

- По нашим данным, столичным работодателям не хватает как минимум 5,5 тысячи инженеров. Хотя количество выпускников с такими дипломами увеличивается, не все идут работать по профилю.

Игорь БУЛАНОВ, проректор Московского государственного технического университета им.

Н. Э. Баумана, доктор технических наук, профессор:     

- Радует, что в последние годы профессия инженера становится лидирующей. Спрос на специалистов огромный, но зарплаты пока скромные. В нашем университете обучение построено так, чтобы погружать будущих инженеров в производственную среду как можно раньше. С третьего курса студенты участвуют в ярмарке вакансий, проходят практику на предприятиях. На пятом-шестом курсах - работают по совместительству или занимаются научной работой на кафедрах.

Ирина АРТЮШИНА, директор Независимого рейтингового агентства "РейтОр":     

- Наша экономика нуждается в специалистах, которые работают в сырьевых отраслях. Они и могут рассчитывать на высокие зарплаты. Правда, найти место в престижной компании, например в нефтегазовой, выпускникам вузов сложно.

В марте мы спрашивали у абитуриентов, какое образование они хотят получить. На первом месте, как и в предыдущие годы, экономика и управление. На второе место вышли технические науки, хотя раньше  эту позицию занимала юриспруденция.

Что должен уметь молодой специалист     

Александр ЕФРЕМОВ, первый проректор Российского университета дружбы народов (РУДН), доктор физико-математических наук, профессор:     

- Современный студент должен обладать как минимум тремя компетенциями. Первая - досконально разбираться в профессии. Вторая - владеть информационными технологиями. Третья - знать иностранный язык. Причем не только английский.

В 2007 году мы провели первый опрос среди выпускников - кто и как устраивается в жизни. Инженеры, физики, математики и химики оказались вполне успешными. Зарплата выпускников в течение года-двух после окончания института достигает 45 - 60 тысяч рублей.

Ольга БАЛАШОВА, проректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ):      - Мне попались графики, на которых обозначены причины увольнения выпускников вузов с первого рабочего места. Первая - неспособность применять теоретические знания на практике. Вторая - завышенная самооценка. Третья - нехватка навыков социального поведения. Главное, чему мы должны научить студентов, - самообразованию и возможности адаптироваться к любой ситуации. Плюс информационным технологиям.

Мы позиционируем себя как электронный университет. И если мы хотим обучать молодых людей по-новому, надо искать новые подходы, вводить сертификацию, нанимать практиков.

Современный преподаватель должен уметь общаться со студентами и с помощью электронной почты, и в форумах, и в чатах.

Как вузы набирают  "своего" студента?

Игорь Буланов:    

- Ребят, которых увлекает профессия инженера, мы ищем среди школьников. В Бауманском университете существует огромная программа довузовской подготовки. К ЕГЭ мы относимся с осторожностью, зато проводим много собственных испытаний, через них только в этом году прошли 12 тысяч школьников. Это всероссийская олимпиада "Шаг в будущее", новая олимпиада "Профессор Жуковский", тестовые экзамены. Примерно 30% абитуриентов поступают в вуз таким способом.

Марина ВОЛЫНКИНА, ректор Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО), доктор юридических наук, доцент:     

- Выбирая профессию, некоторые абитуриенты полагаются на мнение родителей, другие поступают "за компанию". Однако в таком случае достичь высот молодому человеку вряд ли удастся. Надо учитывать и другие факторы - интерес к будущей профессии, свои способности и умения, перспективы трудоустройства. Перед тем как подавать документы на тот или иной факультет, абитуриенту стоит пройти тестирование на профпригодность. В нашем вузе Центр планирования карьеры работает уже три года - профессиональное тестирование оказывает ребятам неоценимую помощь.

Бакалавриат и магистратура: "за" и "против"      

Валентин ПОСПЕЛОВ, проректор Финансовой академии при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор:      

- Не надо оглядываться на Европу - на двухуровневую систему образования давно перешел даже Китай. Я не имею в виду технические специальности. Но бакалавра по гуманитарным наукам подготовить за 4 года вполне реально. Я сам являюсь участником разработки стандартов нового поколения и могу сказать, что самая большая проблема возникла с экономическими и управленческими специальностями. Ректорам ведущих вузов пришлось объединиться и договориться, каким будет этот стандарт.

Мы много говорим об экспорте образовательных услуг. Но пока это означает лишь то, что наши студенты имеют возможность учиться по программам "двойных дипломов". А как быть иностранцу, который приезжает в российский вуз всего лишь на год? Если мы не проработаем механизма реализации государственных стандартов, на мобильность студентов рассчитывать бессмысленно. Не добьемся мы и роста экспорта наших образовательных услуг. Увы, но с этой точки зрения в том, что российские вузы не входят в крупнейшие международные рейтинги, ничего удивительного нет.

Николай СЕНИН, директор Института строительства и архитектуры Московского государственного строительного университета (ИСА МГСУ), декан факультета "Промышленное и гражданское строительство", кандидат технических наук, профессор:      - А мы, к примеру, против двухуровневой системы высшего образования. Ведь есть такие профессии, которым надо учить как минимум 5 лет. Бывает, что процесс подготовки выпускника занимает и все шесть.

Например, по таким специальностям, как "строительство уникальных зданий и сооружений" или "строительство высотных и большепролетных зданий".

В системе высшего образования есть и другая проблема - инженерным вузам не хватает кадров. А ведь раньше на кафедры выстраивались очереди из молодых преподавателей. В этом направлении нужно формировать грамотную государственную политику, возвращать престижность профессии преподавателя вуза. Кстати, определенные результаты уже есть. Мы материально поощряем успешно работающих молодых преподавателей.  А профессиональный рост поддерживаем, направляя их на работу в лабораториях и проектных подразделениях.

Александр Турчинов:     

- Мы с разных сторон подошли к проблеме, которая в конечном итоге выходит на государственную политику в области воспроизводства и востребованности кадров. Нам нужно осмыслить, что произошло на рынке труда в последние 15 лет. Государство самоустранилось от процесса воспроизводства кадрового потенциала. В итоге он формировался независимо от потребностей общества и экономики. И сегодня существует огромный дефицит необходимого обществу профессионального опыта разного уровня и профиля, который быстро восполнить нельзя. Это касается квалифицированных рабочих, инженеров и ученых. России нужна государственная стратегия не только воспроизводства, но и востребованности кадров. У нас есть концепция безопасности, информационной политики. Но позиция государства по отношению к главному национальному богатству - кадрам - не оформлена. Она должна найти отражение в концепции государственной кадровой политики России. Проект такой концепции разработан.

Борис ШИРШИКОВ, зам. директора Института строительства и архитектуры Московского государственного строительного университета (ИСА МГСУ), кандидат технических наук, профессор:     

- Действительно, роль государства не должна исчезнуть. Недавно Евросоюз опубликовал рейтинг самых влиятельных вузов мира. Среди них не оказалось ни одного российского. Но вряд ли в этом виноваты вузы. Вузы способны многое сделать самостоятельно. Однако только за счет грантов они не проживут. Нужны и другие источники финансирования.

Свою продукцию вузы готовят для потребителей-работодателей. Сейчас инженерно-строительные вузы формируют двухуровневое обучение по схеме: бакалавриат - магистратура. Но ведь для этого нужно ясно сформулировать требования к специалистам такого уровня. И это - вопрос не только вуза, но и государства, и работодателей.

Нужны не только банкиры, но и бухгалтеры Валентин Поспелов:     

- Чтобы преуспеть в жизни, конечно, необходимо хорошее образование. Но что такое хорошее? Опрос на сайте "Комсомолки" продемонстрировал - перспективно быть банкиром. Но ведь финансово-банковская сфера на банкирах не заканчивается! Нужны и бухгалтеры, и экономисты.

Исследования агентства "РейтОр" говорят о том, что экономика нуждается в сырьевиках. Не должно быть такой острой потребности.

Экономика должна модернизироваться. Если мы будем делать ставки только на такие профессии, загоним Россию в сырьевой тупик.

Юристов много не бывает?

Наталья Андрущенко:     

- Прочту письмо одного из посетителей нашего сайта. "Хотелось бы знать, о чем думали наше правительство и Минобразования, выдавая лицензии, создавая кучу вузов и филиалов для подготовки неучей? Было же ясно, что этим высшее образование обесценивается. А система профтехобразования - уничтожается! Кто же пойдет в рабочие, если так легко получить диплом? Теперь все продавцы стали менеджерами".

Павел ПИЛИПЕНКО, ректор Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор:     

- В канун нового набора студентов снова стала появляться информация о низком качестве высшего образования. Критиковались госвузы, для которых юриспруденция является непрофильным направлением, но еще в большей степени - негосударственные институты. Говорили, что выпускников юридических специальностей частных институтов не принимают на работу в милицию и прокуратуру.

Большая часть выпускников юридического факультета нашего вуза нацелена на работу в области гражданского, международного, финансового права - сфер, где более высокие зарплаты. Но  многие  трудятся в администрации президента,       МИДе, Госдуме, ГУВД, прокуратуре. Причем 80% студентов еще до получения диплома определяются с местом работы, имеют трудовой стаж.

Михаил ШАГАЛОВ, проректор Московской финансово-юридической академии, кандидат технических наук, доцент:      - Реклама в московском метро демонстрирует проблемы, которые обозначались в нашем образовании с легкой руки законодателей и правительства. Сначала нам предлагали получить диплом быстро, за два года. Потом - быстро и дешево. Теперь - быстро, дешево, не выходя из дома. Но быстро и дешево учить нельзя. Нужно делать это в соответствии с госстандартами.

Доля людей с высшим образованием в России среди экономически активного населения - около 21%. В Америке - 32%. Но стране с инновационной экономикой людей с "корочками" должно быть минимум 60%, а то и 90%. Перепроизводства специалистов с высшим образованием не будет еще долго.

Мы пытались выяснить, сколько квалифицированных юристов в нашей стране. Данных нет. Как можно говорить о перепроизводстве? На мой взгляд, государство, сокращая набор на юридические и экономические специальности, лука- вит.

Наталья Андрущенко:     

- Востребованных специальностей у нас ровно столько, сколько участников "Круглого стола". Какое образование нужно получить, чтобы добиться успеха? Хорошее!

По материалам издания Комсомольская правда.

Другие матералы рубрики: