Поволжский Образовательный Портал

Ректор Государственного университета - «Высшая школа экономики» Ярослав Иванович Кузьминов проблему нехватки кадров в России можно решить

Опубликовано 28 мая 2008

Ректор Государственного университета - «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов примет участие в открывающемся 6 июня Петербургском международном экономическом форуме. Он выступит на конференции «Экономика знаний и интеллекта. Образование и ключевые компетенции. Конкуренция за трудовые ресурсы». О нехватке квалифицированных кадров и задачах высшего образования в России Кузьминов беседует с корреспондентом РИА Новости.

- Ярослав Иванович, как, на ваш взгляд, можно решить проблему нехватки квалифицированных кадров в нашей стране?

- В первую очередь, с помощью изменения направления государственных инвестиций. На сегодняшний день сфера образования в России имеет не более 4,5% ВВП, в то время как в развитых странах на нее приходится 7-8% ВВП. Вклад бюджета в образование сегодня меньше 4% ВВП, а в развитых странах он составляет 5-6% ВВП.

Нам надо в течение нескольких лет довести финансирование образования (начиная с дошкольного и школы и заканчивая исследовательскими университетами) до уровня тех стран, с которыми мы реально собираемся «бороться» за первые места в мировом экономическом порядке. Тем более, что такого рода ресурсы в России есть и с точки зрения наших макроэкономических возможностей мы вполне можем за три года увеличить вклад государства в финансирование общеобразовательной школы, высшего образования и научных исследований высшего образования примерно на 1% ВВП, то есть где-то по 30-35 миллиардов долларов в год.

Кроме того, мы должны создавать возможности для инновационного бизнеса и его конкурентоспособности в тех секторах экономики, где создаются новые продукты, новый бизнес.

- Может ли отсутствие квалифицированных кадров помешать реализации амбициозных планов России по вхождению к 2020 году в пятерку лидеров мировой экономики?

- Сегодня на долю квалифицированного труда и так называемого креативного сектора экономики, где работа имеет творческий характер, а, следовательно, требует более высокой квалификации, чем дает высшее образование, приходится уже большая часть ВВП развитых стран мира. Эта доля будет расти и в дальнейшем.

Место той или иной страны в мировой экономике уже в 2010 году будет зависеть не от промышленности или природных ресурсов, а от секторов, где создается новое знание или новые культурные вклады. Сегодня этот сектор экономики в Германии и США составляет более 70% ВВП. В России он равен 63% ВВП.

Поэтому сейчас очень важно не совершить ошибку и, инвестируя в перспективные сектора экономики, не забыть того решающего места, которые должны иметь наука и образование.

- Что сегодня способствует развитию инноваций?

- Никакие инновации не могут проложить себе путь там, где отсутствует конкуренция, где отсутствует свобода. Люди, создающие новые продукты и новые идеи, всегда уходят туда, где они могут найти им применение, где их не отправят в долгий ящик. И никакая система государственных инвестиций, никакая система стимулирования не заменят здесь для нашей экономики и общества свободы и скрупулезной охраны прав частной собственности на интеллектуальный продукт, прав его создателя и не заменят конкурентного режима всех рынков.

- Каково на сегодняшний день состояние высшего образования в РФ?

- Высшее образование в России сегодня находится в несколько странном состоянии. С одной стороны, у нас 530 студентов на 10 тысяч жителей. Это, конечно, показатель мирового лидерства. Рядом с нами стоят только Соединенные Штаты и Финляндия.

С другой стороны, высшее образование в России очень неравномерно по качеству. Около 50% наших студентов - это студенты-заочники. Такого показателя нет ни в одной стране мира. Вслед за нами идут страны Латинской Америки, где этот показатель составляет 35%.

Это свидетельствует о том, что значительная часть наших студентов не получает нормальных образовательных услуг. При этом более 25% российского высшего образования можно смело отнести к сектору псевдообразования, куда люди приходят только за приобретением диплома, а не знаний и профессиональных умений.

И, наконец, существует до 40-50% факультетов, по окончании которых студенты не собираются работать по специальности.

Эти системные проблемы российского образования усугубляются еще и очень низкой долей научных разработок, которые ведутся в вузах.

- Сколько российских вузов проводят научные исследования?

- Сегодня только 16% преподавателей российской высшей школы ведут исследования и только 30% вузов имеют хотя бы каких-то исследователей. Это самый низкий показатель в мире.

Если мы хотим реально создавать инноваторов, а никто еще не придумал другого способа создавать новое поколение инноваторов, кроме как через высшее образование, мы должны восстановить исследовательскую компоненту в университетах.  

- Какие шаги, на ваш взгляд, для этого необходимо предпринять?

- Для этого России придется не просто направлять деньги в вуз. Вузы должны провести болезненную селекцию своего состава, заместив тех преподавателей, которые читают по чужим учебникам, молодыми исследователями. Это предполагает формирование так называемого эффективного контракта между государством, университетом и преподавателем. А эффективный контракт предполагает, что преподаватель получает конкурентную оплату за свою работу на основной преподавательской ставке, что включает и обязательную исследовательскую работу.

- Назовите размер конкурентной оплаты преподавателя в столице и регионах?

Конкурентная оплата для преподавателя вуза в Москве сейчас 2-3 тысячи долларов в месяц, в Петербурге - 1,5-2,5 тысяч долларов, в регионах России - не меньше 1,5 тысяч долларов. Это очень большие цифры, и немногие вузы сейчас платят преподавателям столько, чтобы к ним смело шли исследователи из других секторов экономики.

- Каковы в этой связи задачи высшего образования в РФ?

- Частично с помощью государства, частично с помощью своих собственных усилий, российские вузы должны пройти путь восстановления своей научно-исследовательской компоненты. И нередко это будет связано со сложной и часто неприятной процедурой обновления своего коллектива. Но другого пути нет.

По материалам РИА "Новости".

Другие матералы рубрики: