Поволжский Образовательный Портал

Летние игры студентов "вышки"

Опубликовано 06 августа 2004

В латвийской Юрмале прошла IV Летняя школа Высшей школы экономики Российские пути в Европу. Рабочие группы вели профессора факультетов прикладной политологии, экономики и права ГУВШЭ, а также эксперты из Польши, Литвы и Германии.

Многие темы для обсуждения на Летней школе предлагали сами студенты. Например, - о реформе образования в России. Дебатировался вопрос о нашем включении в Болонский процесс; о том, сколько это будет стоить; нужно ли переходить с пятилетки на систему бакалавриат + магистратура (4+2). Студенты разделились на две команды: государство и общество. Общество предложило учитывать интересы различных социальных слоев, провести исследование общественного мнения и лишь затем проводить реформу высшего образования. Государство же считало такие консультации бесполезной тратой времени. В итоге обе группы решили, что в любом случае интеграция европейских систем образования необратима.

О том, что дает студенту летняя практика, рассказала студентка 4-го курса факультета политологии ВШЭ Женя ЗАКАМСКАЯ:

- На Летних школах существует удивительное сотрудничество между представителями разных факультетов. Бок о бок работают юристы, экономисты, политологи, и в процессе этого взаимодействия ты получаешь какие-то, возможно начальные, навыки различных специальностей. Я, как политолог, работала с научным руководителем - юристом. И для себя вынесла очень много полезного.

Я участвовала в Летней школе впервые. Но знаю, что работа в таких школах дает зримые плоды. Результатом I Всероссийской молодежной летней школы Взаимодействие общества и власти, проходившей в 2001 г. в Светлогорске Калининградской области, стала разработка проекта поправок к закону О взаимодействии общественных объединений и органов государственной власти, которые были приняты Законодательным собранием Калининградской области в феврале 2002 г. Итогом Летней школы 2002 г. стала разработка комплексной модели целостного экономико-социального развития Калининградской области с учетом ее особого географического положения, инвестиционной привлекательности, политических приоритетов России, глобализации экономики и существующих международно-правовых возможностей. Идеи получили поддержку у губернатора области Владимира Егорова. В 2003 г. на Летней школе рассматривались все аспекты взаимодействия России и Евросоюза. А результатом стали рекомендации по совершенствованию нормативной базы; по проведению внешнеполитического курса России. В этом году мы рассматривали различные пути вхождения России в Европу. Наибольшее количество откликов получило обсуждение вопросов ментальности. Сравнение различных менталитетов помогает скорректировать взаимоотношения обеих сторон.

А еще мы просто не смогли обойти стороной проблему реформирования российского образования, потому что студенту, как никому другому, интересно все, что происходит в этой сфере.

Я лично являлась участником группы, рассматривавшей экологические вопросы. Ведь установление приоритетов - что первостепенно: заработать деньги на добывании нефти или сохранить уникальный природный объект - требует глубокого анализа. Наша группа исследовала риски негативного воздействия разработки и эксплуатации нефтяного месторождения Д-6, находящегося недалеко от Куршской косы. В результате работы студентов было решено предложить провести общественные судебные слушания по легитимности и легальности разработки месторождения. Подготовить и принять декларацию по Куршской косе, предполагающую создание механизмов ее защиты. И внести изменения в законодательство РФ, которые будут обеспечивать полную открытость информации о новых проектах, касающихся уникальных природных объектов.

Обсуждалась у нас и тема построения инфраструктурных коридоров, так как у России до сих пор нет четко сформулированной региональной политики, и необходимо разработать политическую, экономическую и социальную линию поведения.

Говорили мы и об очень популярной в последнее время проблеме электронного правительства. И пришли к выводу, что это просто необходимо для устранения коррумпированности чиновничьего аппарата и повышения уровня гражданского участия в государственном и муниципальном управлении. Мы просчитывали, сколько будет стоить создание такого правительства, как это можно сделать; говорили о том, зачем это нужно, находя аргументы за и против. Итогом стал тезис о том, что электронное правительство необходимо. Я думаю, что осенью состоится финальная конференция, где можно будет подробней услышать об отчетах каждой группы. Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА
Известия науки

Другие матералы рубрики: