Поволжский Образовательный Портал

Чтобы образовательная корпорация под названием «Корпоративный университет» не осталась инновацией на бумаге, государство должно взять на себя решение системных проблем подготовки технических специалистов

Опубликовано 24 июля 2008

В июне в Казахстане был подписан договор о создании корпоративного университета по подготовке технических специалистов на базе Карагандинского государственного технического университета (КарГТУ). Цель инновационного образовательного консорциума – «Корпоративный университет» – слить в едином порыве образование, науку и бизнес, достичь более полного взаимодействия между ними. Но есть опасения, что это полезное начинание может остаться декларацией на бумаге.

Перекос интеллекта

В республике ощущается острая нехватка технических специалистов. Не менее злободневный вопрос – качество их подготовки. Директор ТОО Siemens Кай Цвингенбергер как-то признался, что, несмотря на то что компания сама готовит кадры, проблемой номер один по-прежнему остается нехватка персонала с высшим техническим образованием. «Можно найти специалистов с хорошим финансовым и юридическим образованием, но высококвалифицированных инженеров очень сложно», – подчеркнул он.

Особенно острый дефицит специалистов ощущается в регионах. В своем выступлении, посвященном проблемам подготовки высококвалифицированных кадров технического и обслуживающего труда с целью сокращения привлечения иностранной рабочей силы, заместитель акима Акмолинской области Галым Бекмагамбетов отметил: «Сегодня существует перекос в подготовке кадров, имеет место переизбыток одних специальностей и недостаток других. Например, в дефиците квалифицированные инженеры. Причем требуемый уровень квалификации специалистов, в которых нуждается на данный момент экономика, значительно выше квалификации инженеров пятилетней давности.

Старение персонала на промышленных предприятиях в регионах и строительство новых и расширение существующих производственных мощностей, например в Экибастузе и Атырау, на юге и севере, строительство Мойнакской ГЭС и Южно-Казахстанской ТЭЦ требуют увеличения числа технических специалистов.

В стиле «Рогов и копыт»

Проблема заключается еще и в том, что государство редко прислушивается к запросам предприятий. Так, некоторые технические специальности, например теплоэнергетика и электроэнергетика, металлургия, машиностроение, горное дело и др., теперь внесены в перечень профессий, по которым заочное обучение не предусматривается. Это абсолютно невыгодно предприятиям. По квалификационным требованиям, предъявляемым к каждой профессии, многие рабочие специальности, связанные с обслуживанием высокотехнологичного оборудования, требуют специальной подготовки, в том числе среднего профессионального образования. Поэтому необходимо иметь возможность обучать своих специалистов без отрыва от производства. Были примеры, когда некоторые компании обращалась в Минобразования с просьбой сохранить заочное обучение. Но оно осталось глухо к их просьбе.

Другая проблема – отсутствие единой образовательной политики в профессиональной подготовке технических кадров.

Сейчас оставшиеся учебные центры предоставлены сами себе. У них нет единых типовых программ, в которых описываются требования к специальности. Не хватает и самих учебных центров при производствах. Нет единой политики государства по профессиональной подготовке», – сетует эксперт. Нужен общий методический орган, определяющий единые требования для всех специальностей и контролирующий деятельность центров.

В этом году вузы последний раз подготовили инженеров, дальше будут выпускать только бакалавров. Бакалавр – это специалист низшей ступени, который еще не подготовлен для полноценной работы, его нужно доучивать. А доучивать негде, профильной магистратуры нет (см. «Взаимовыгодное сотрудничество»). После перестройки страна потеряла крупные учебные учреждения – учебно-курсовые комбинаты. Например, региональный учебный центр при «Экибастузэнерго» или образовательные центры при таких министерствах, как Минавтодор, Минсельхоз и др. Сейчас их почти не осталось.

Когда учебные центры, нуждавшиеся в поддержке государства, прекратили существование, вместо них появились бабочки-однодневки, обучающие по принципу: утром – деньги, вечером – удостоверение. Профессиональная подготовка почти не ведется. Большинство учебных центров промышленной безопасности торгуют удостоверениями. Редкие учебные заведения, оставшиеся с прошлых времен, могут предложить положенное по закону обучение.

Под грифом «Секретно»

В сложившейся ситуации частные компании (а далеко не все из них располагают для этого достаточными средствами) просто вынуждены брать на себя подготовку специалистов. Хороший пример тому – создание вышеупомянутого инвестиционного образовательного консорциума «Корпоративный университет».

Соглашение о создании университета подписали Министерство образования и науки РК, а также АО «Арселор-Миттал Темиртау», ТОО «Корпорация “Казахмыс”», ТОО «Силициум Казахстан», Уральский технический университет (РФ), АО «Соколовско-Сарбайское горнопроизводственное объединение», Институт геофизики Российской академии наук, Национальная академия наук Казахстана и другие – всего 30 компаний и научных учреждений России и РК. Срок действия соглашения – три года.

По договору на компании возлагается довольно обширный список обязательств по созданию и реализации специальных образовательных дисциплин, созданию условий для развития на базе КарГТУ многоуровневой системы обучения, переподготовке кадров и повышению квалификации специалистов предприятий. Компании берут на себя ответственность по организации стажировки профессорско-преподавательского состава вуза и другие.

Мы попытались выяснить, насколько заинтересованы в проекте его участники? Но они явно не горели желанием поделиться мнениями. Так, в компании KEGOC, сначала согласившейся участвовать в консорциуме, а впоследствии от этого отказавшейся, объяснить причину отказа не захотели. Не удалось добиться комментариев и от «Казахмыса». В Национальной академии наук сказали, что на вопросы, связанные с деятельностью консорциума, мог бы ответить только ее президент, который в отъезде. Можно только догадываться, на какой стадии разработки находится проект, раз в курсе него всего один человек. На базе консорциума – в Карагандинском техническом университете информацией делились тоже как-то не очень охотно, довольно обтекаемо, без конкретики, заранее предупредив, что на особо секретные вопросы (?) отвечать не станут.

Нужен рулевой

На наш взгляд, отсутствие ясности вокруг нового университета свидетельствует о том, что сами участники проекта не очень четко представляют себе, что, как и зачем им предстоит сделать. А это может привести к тому, что каждый из участников образовательного консорциума попытается преследовать свои собственные цели.

Предотвратить это можно – если государство изменит свое отношение к подготовке технических кадров. «Недостаток госзаказа на магистров технических специальностей может привести к тому, что компании будут нанимать преимущественно иностранных граждан. А что будут делать казахстанцы? Дороги подметать? Надо понять, что крупные компании готовят специалистов для себя, а не для рынка. При этом они часто не могут покрыть даже собственную нехватку кадров. С другой стороны, это может привести к перекосам. Например, самые богатые нефтяные компании начнут готовить только нефтяников. А завтра их девать будет некуда. Как это уже было, когда были в моде юристы и экономисты. Более бедные компании, работающие в других отраслях, останутся без специалистов», – полагает сотрудник одного из учебных центров при крупной промышленной компании, пожелавший остаться анонимным.

Нынешняя ситуация, характеризующаяся отсутствием продуманной госполитики в сфере технического образования, приведет к вполне предсказуемым последствиям – падению производительности труда (или, как минимум, отставанием темпов роста от других стран), увеличению числа ошибок на производстве, авариям, гибели людей. Про падение конкурентоспособности отечественной промышленности, думается, можно и не упоминать.

По материалам интернет-издания Эксперт-Онлайн.

Другие матералы рубрики: