Поволжский Образовательный Портал

Microsoft научит сибирских студентов основам бизнеса, а предпринимателей — честности перед законом

Опубликовано 16 сентября 2008

Российские вузы сами не могут подготовить необходимое число квалифицированных ИТ-специалистов, поэтому крупнейшим игрокам рынка ИТ приходится самим спасать себя от кадрового голода. В этом учебном году томские студенты смогут поучаствовать в образовательной программе Microsoft Dynamics Academic Alliance (MSDAA). По замыслу организаторов, она поможет сориентировать учащихся технических специальностей Томского государственного университета (ТГУ) на применение своих навыков и образования в реальных бизнес-задачах через участие в совместных проектах, олимпиадах, форумах и конференциях. Студентов хотят ознакомить с ERP— (ERP-Enterprise Resource Planning — система управления предприятием) и CRM-системами (Customer Relationship Management — управление взаимоотношений с клиентами), языками программирования и средой разработки. Очевидно, что так Microsoft хочет сформировать кадровый резерв для себя и своих партнеров, который поможет разрядить напряженную ситуацию с ИТ-кадрами на российском рынке. Генеральный директор Microsoft Россия Биргер Стеен рассказал о кадровых проблемах отрасли, борьбе с пиратством и региональной экспансии своей компании.

— Является ли основной целью MSDAA решение кадровых проблем, сложившихся сегодня в отрасли?

— Решение кадровых проблем — лишь одна из целей, которую мы преследуем, развивая программу MSDAA. Сейчас в России наблюдается высокая потребность в современных технологиях, повышающих конкурентоспособность страны на мировых рынках. К сожалению, собственных возможностей у ИТ-компаний для удовлетворения потребностей рынка в кадрах не хватает. Квалификация российских специалистов высока, но их самих очень мало. Особо острая ситуация сложилась в сегменте комплексных решений, например, ERP-систем. Поэтому наша компания занимается организацией и развитием таких альянсов, как MSDAA, чтобы студенты вузов и бизнес-школ были более подготовленными перед поступлением на работу и могли получить знания и навыки в области технологий управления предприятиями и организациями.

Нам нужно привлечь как можно большее число студентов к участию в программе. Одно дело — повышение квалификации специалистов, которые уже выбрали ИТ как специальность, другое — повышение привлекательности ИТ-образования в целом. И надо работать над обеими задачами.

— Программа сотрудничества с ТГУ, помимо изучения студентами самих технологий на базе продуктов компании Microsoft, также ориентирована на развитие бизнес-знаний этих самых специалистов. Эта практика уникальна для российского и сибирского рынка или она общепринята?

— Программа уникальна даже в мировом масштабе. Действия, которые мы предпринимаем в России в этой области, направлены именно на поддержку молодых специалистов, которые хотят научиться развивать свой бизнес, опираясь на мировые стандарты. И одной программой MSDAA это не ограничивается.

У нас есть пять инновационных центров, один из которых работает в Томске, целый комплекс программ, ориентированных на поддержку молодых специалистов буквально с их первых шагов в бизнесе. Например, международный конкурс Imagine Cup для тех, кто способен предложить яркие и интересные идеи. К слову, в июле этого года его выиграли российские студенты. Успешно работает программа Start in Garage!, она поддерживает тех, у кого есть концепция бизнеса, но пока нет готового продукта. Таких проектов, как я уже отметил, целый ряд, вплоть до членства в партнерской программе Microsoft.

Мы стараемся поддерживать бизнес-образование молодежи, потому что видим, что инновационный потенциал России еще далеко не раскрыт, и можно в этой сфере сделать гораздо больше.

— Не менее важна для вас борьба с пиратством. Аналитика последних лет говорит о том, что уровень пиратства в России неуклонно снижается. Для вас это, естественно, означает увеличение объемов продаж. Какие еще факторы влияют на рост бизнеса в РФ?

— Пиратство — это проблема и для бизнес-сообщества, и для экономики страны в целом, не говоря уже о разработчиках ПО, которые хотят, чтобы их интеллектуальный труд был оценен и оплачен. Не менее остро проблема пиратства стоит и для крупных производителей ПО, таких, как наша компания.

Подход Microsoft к решению этой проблемы комплексный. Мы сотрудничаем с государственными органами, активно информируем бизнес-сообщество о преимуществах использования легального ПО с точки зрения минимизации рисков. Плюс ко всему, не забываем и об экономических аспектах борьбы с пиратством, что отражено в нашей ценовой политике.

Мы верим в то, что взаимодействие бизнеса и власти может быть эффективным. Когда местное руководство зарубежной компании сидит сложа руки в Москве и жалуется, как ему сложно работать, а директор компании иногда прилетает в Вашингтон и там тоже сетует на высокий уровень пиратства в стране, это выглядит смешно. Мы же буквально с первого шага по борьбе с пиратством попытались наладить диалог как с бизнесом, так и с госвластью.

— Вы не первый год работаете в России. Как изменилось за это время отношение бизнеса, заказчиков, партнеров, клиентов, частных лиц к пиратству?

— За последние четыре–пять лет произошли огромные изменения. Если речь идет о частных пользователях, то уровень пиратства здесь уменьшился, но в основном из-за того, что сократилось количество самосборных ПК — «конструкторов». Как правило, пиратские программы стоят именно на таких системах. Даже в США, где 15 процентов рынка ПК принадлежит «конструкторам», уровень пиратства в этом сегменте очень высок. Сегодня большое количество настольных компьютеров продается уже с предустановленными версиями операционной системы и набором офисного ПО. Ведь большинство пользователей хотят приобрести компьютер, который нужно включить и начать работать, а не задаваться вопросами, какие приложения следует сначала установить.

В сегменте крупных предприятий тенденции те же самые, но по другим причинам. Российские корпорации не хотят уступать зарубежным конкурентам. Пользоваться пиратским ПО в этом случае просто неразумно — это ненадежно и небезопасно. Когда мы ведем переговоры с компаниями, желающими перейти к использованию лицензионного ПО, то их представители признают, что проблемы с надежностью, управляемостью и безопасностью пиратских продуктов существуют. Меняется и тип ИТ-директоров — если прежние преимущественно отвечали за выбор «железа» и ПО, то новых можно считать директорами информационных служб предприятий. Они подходят к проблемам с точки зрения решения бизнес-задач. Сегодня такие директора отвечают за ИТ-инфраструктуру, которая должна стабильно работать и быть эффективной. А это возможно только при использовании легального ПО.

— Но есть такой сегмент, как SMB (малый и средний бизнес). Там культура отношения к легальному софту несколько иная.

— Средства, потраченные на покупку лицензионного ПО, будут составлять лишь малую часть совокупных расходов небольшой компании. Для малых организаций надежность инфраструктуры и возможность непрерывной работы даже выше, чем у крупных. В последних есть целые подразделения, которые отвечают за ИТ, а у игрока SMB-сегмента управление и поддержка ИТ очень часто отданы на аутсорсинг. В реальности это выглядит так — системные администраторы, которые изредка появляются в офисе и решают накопившиеся проблемы.

Вопрос и в культуре использования ПО, которую мы стараемся повышать. У Microsoft есть специальные предложения для небольших компаний. Мы раскрываем преимущества работы не только с базовыми приложениями, но и с различными сервисами, в том числе управления ресурсами через Интернет. Если все ПО и сервисы будут приобретены, то их стоимость будет сравнима с двумя чашками кофе, которые ежедневно выпиваются сотрудниками в течение года. А что важнее для бизнеса — надежная инфраструктура или чашка кофе?

— Масса зарубежных ИТ-компаний не планирует выходить в регионы России, отдавая их партнерам. Опишите вкратце свою схему работы с регионами.

— Сегодня существуют компании, которые пытаются управлять развитием регионального бизнеса из Москвы. Но столица и российские регионы просто несравнимы. Мы давно осознали, что покрыть Россию из Москвы нельзя. Поэтому последние пять лет мы строили сеть представительств и филиалов в регионах. На текущий момент мы присутствуем в 34 городах РФ, где у нас открыты офисы. Кстати, возвращаясь к теме борьбы с пиратством, это был крайне важный шаг — дать возможность клиентам купить наши продукты легально. В регионах пока мало системных интеграторов, реселлеров, обычных партнеров федерального масштаба. Поэтому нам необходимо присутствовать в регионе, чтобы все наши корпоративные заказчики и конечные пользователи получили самую качественную поддержку продуктов и решений, лучшие технологии. Из Москвы нельзя удаленно построить работающую цепочку до Владивостока — везде надо присутствовать самим. Поэтому у нас открыты представительства от Калининграда до Владивостока. Сибирь — одно из самых важных звеньев этой цепочки, у нас сегодня здесь более двух десятков штатных сотрудников и более ста партнеров, внедряющих наши технологии. Мы работаем в Новосибирске с 2004 года, а в 2007−м открыли офис в Томске.

Microsoft старается организовывать еще и самостоятельные представительства в каждом федеральном округе. Так что наши местные директора — наши представители, но уже в масштабах округа. Нам повезло, и команда, которая работает здесь, в Сибири, представляет наши интересы на самом высоком уровне.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции, которую чувствует российское представительство, именно в части бизнес-приложений?

— Конкуренция очень жесткая в сегменте крупных предприятий. Средние для нас интереснее, компании здесь не собираются перестраивать свой бизнес полностью только ради того, чтобы внедрить ERP. Наш клиент — это организация, которой нужно глобальное решение, но, с другой стороны, без полной перестройки своей бизнес-модели. Она намерена подстроить ПО под себя, а не бизнес под ПО. Более того, на среднем рынке проникновение корпоративных приложений в сам бизнес очень небольшое. Доля компаний, использующих такое ПО, — 10–20 процентов. Здесь приходится бороться не с другими поставщиками, а с отсутствием знаний самих предприятий. Часто собственники не в курсе, что существуют решения, которые могут им помочь за вполне приемлемые деньги. И наша академическая программа нацелена не столько на решение ресурсных проблем, сколько на повышение осведомленности будущих заказчиков о проблемах, которые возникают у бизнеса. Есть живые примеры, когда компании сталкиваются с невозможностью размещения товарных запасов на складах. При этом руководство не знает, что ERP-системы помогают от этих трудностей избавиться. Конечно, можно смотреть на этот небольшой процент, как на проблему, но можно и как на открывающиеся перспективы. Как в истории про Колумба, который, увидев, что в Америке никто не пользуется обувью, послал весточку своему брату-сапожнику.

По материалам сайта Эксперт-онлайн.

Другие матералы рубрики: