Поволжский Образовательный Портал

В правительство России представлен проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы"

Опубликовано 08 октября 2008

В правительство России представлен проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы".

Этот документ обсуждался на коллегии в минобрнауки, на заседаниях межведомственной группы по реализации национального проекта "Образование", на августовских совещаниях учителей в регионах. Сегодня на вопросы корреспондента "РГ" отвечает один из разработчиков проекта - директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко.

Российская газета: Игорь Михайлович, какой будет в ближайшие годы система высшего образования в России?

Игорь Реморенко: Появится несколько категорий вузов, решающих разные задачи. Это федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата, в том числе прикладного. Новыми здесь являются первые две категории. Федеральные университеты ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Исследовательские - на кадровое обеспечение базовых технологических платформ, их научные школы должны определять устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики.

РГ: В программе заявлено, что планируется открыть не менее 5 ведущих мировых центров - федеральных университетов. Но ведь пять уже есть?

Реморенко:  Формально созданы три - Сибирский, Южный и Дальневосточный. Эти вузы имеют большое территориальное значение и являются своего рода форпостами инновационных технологий в регионах. К ним прибавится еще как минимум два. Какие именно? Пока идет обсуждение. Федеральные университеты решают кадровые задачи крупных проектов территориального развития.

Что касается других вузов, то у них есть схожие программы развития. Однако далеко не все такие программы можно реализовать без крупных инвестиций. Поэтому там, где речь идет об опережающем развитии научных школ, кафедр, внедренческих коллективов, университету целесообразнее претендовать на статус исследовательского вуза.

РГ: Вы имеете в виду МИСиС и МИФИ?

Реморенко: Не торопитесь. По исследовательским университетам вопрос как раз в разгаре обсуждения. Идея создания исследовательского университета состоит в развитии определенной технологии или комплекса технологий силами университетского коллектива при тесном взаимодействии с работодателями. У МИФИ и МИСИСа программы развития как раз решают такие задачи.

РГ: Сколько будет таких вузов к 2012 году?

Реморенко: Ориентировочно 10-12.

РГ: Останется ли у государственных вузов право заниматься коммерческой деятельностью и зарабатывать деньги?

Реморенко: Да. Если вуз занимается продвижением собственных технологических разработок, это только приветствуется.

РГ: Для чего нужно, чтобы каждый пятый выпускник вуза получил международное приложение к диплому - так записано в проекте? Кому надо - и так убежит за границу.

Реморенко:

Общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement) - дополнительная возможность для россиян не только быть узнаваемыми на глобальном рынке труда, но и впоследствии продолжить образование в любой стране. Европейский рынок труда становится все более емким, в этих условиях требуются общие правила признания квалификаций работников. Приложение - формат для записи образовательных достижений, где записано, сколько и какие зачетные единицы студент освоил. Некоторые российские вузы уже ввели такие общеевропейские приложения, но мы планируем от единичных случаев перейти к выдаче таких дипломов более чем 20 процентам выпускников.

РГ: А что за независимые аттестационные центры для студентов должны появиться в ближайшее время?

Реморенко: В первую очередь это касается не студентов вузов, а учащихся учреждений начального и среднего профобразования. В центрах сертификации квалификаций они смогут получить более высокий разряд, чем предусматривает образовательная программа. Центры будут создавать работодатели на базе самих образовательных учреждений.

РГ: Идея понятна: привлечь работодателей к подготовке рабочих кадров. Получится ли? Сейчас обучением кадров занимаются только две организации - РЖД и "Газпром".

Реморенко: Еще "Транснефть", РАО ЕЭС. Были подобные инициативы и у других организаций. Рынок очень нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. Есть несколько направлений развития сети начального и среднего проф техобразования. Часть программ среднего профессионального образования будет переведена в статус прикладного (технического) бакалавриата. Успешные учреждения начального и среднего проф образования займутся повышением квалификации кадров. Предприятия смогут заказывать у них обучение высококвалифицированных рабочих, которые пришли переучиваться и осваивать новые технологии. Рабочих, которые повышают квалификацию на базе учебного заведения, может быть до 20-30 процентов от общего числа обучающихся. Уже сейчас у нас есть несколько таких учреждений - в Липецке, Томске, Челябинске и других регионах. Часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профобразования может быть передана школам. Программы профобразования, возможно, будут сокращены до освоения конкретного набора компетенций.

РГ: Что будет с неуспешными ПТУ?

Реморенко: Если они выпускают безработных - это не нужно ни работодателям, ни, главное, самим учащимся.

РГ: Выходит, систему профтех образования ждут большие перемены?

Реморенко: Да. Могу добавить, что система обучения станет модульной. Можно будет в училище освоить один модуль - получить определенную квалификацию и пойти поработать. Потом прийти снова учиться, освоить следующий модуль. Толковые руководители предприятий будут стремиться к тому, чтобы их сотрудники постоянно повышали квалификацию. И сегодня, как показывает статистика, расходы на обучение персонала неуклонно растут.

РГ: Будут ли предусмотрены налоговые льготы для тех работодателей, которые вкладывают средства в обучение своих сотрудников?

Реморенко: Льготы уже есть. Недавно в Бюджетный кодекс были внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года: отнесение на себестоимость тех расходов, которые понес работодатель на обучение сотрудника или повышение квалификации, эти деньги не облагаются налогом. Увеличилась сумма налогового вычета для граждан - до 100 тысяч рублей, потраченных на образование. Эта сумма налогом не облагается.

РГ: Программой предусмотрено обучение рабочим специальностям мигрантов. Интересно, кто этим займется?

Реморенко: Учреждения начального и среднего профобразования, которые пожелают заняться такой работой. Они могут получить на эти цели дополнительные средства из госбюджета. Предполагается, что этот проект начнется уже в следующем учебном году.

РГ: Теперь давайте поговорим о дошкольном образовании. Обеспеченность детскими садами увеличится с 61 до 65 процентов. Почему так мало - рост всего 4 процента?

Реморенко: Не детскими садами, а дошкольным образованием! Это существенная разница. Это весьма заметный рост. Мы сейчас по охвату дошкольным образованием приближаемся к уровню 1991 года, у нас на протяжении 17 лет был сильный провал. Особенно - в крупных городах, где катастрофически не хватает мест в дошкольных учреждениях. Из-за высоких цен на недвижимость ведомственные детские сады передавались другим владельцам, это было более выгодно, чем содержать социальную инфраструктуру.

РГ: Негосударственные дошкольные учреждения смогут получать теперь государственные средства. В этом случае плата для родителей будет уменьшена?

Реморенко: Думаю, да, но здесь надо говорить еще и о расширении спектра предоставляемых услуг.

РГ: Честно говоря, удивила цифра охвата детей-инвалидов инклюзивным образованием. Оказывается, у нас 40 процентов детей-инвалидов учатся в обычных школах. А будет 50 процентов, иными словами - половина. Что-то не верится ни в ту, ни в другую цифру.

Реморенко:  А меня не удивляет, что 60 процентов детей учатся в специализированных школах, а 40 - в обычных. Я считаю, что там, где это возможно, ребята должны заниматься вместе. И школам в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование это выгодно - на таких детей нормативы выше.

РГ: Школы станут ступенчатыми - начальная, средняя и старшая, даже будут размещаться в от дельных зданиях. Речь идет о новых школах или перестройке старых?

Реморенко: И так, и так. В России ежегодно строится около 200 школ, они будут учитывать новые требования. В институтах повышения квалификации уже идет переобучение педагогов по программам, ориентированным на ступени обучения. Есть блестящие разработки отечественных методистов, психологов и управленцев по переходу к модели школ ступеней обучения.

РГ: Готовы ли школы к тому, что очень скоро в России будет много первоклашек: младшие группы дет ских садов переполнены?

Реморенко: И сейчас уже детей в начальной школе стало больше. Тут сложность не столько в зданиях, сколько в отсутствии квалифицированных кадров. Их по идее должны готовить педагогические вузы. А они часто работают совсем не на школу - более 70 процентов выпускников в школу не идут. Программой предусмотрены изменения сети педвузов, превращение их в гуманитарные университеты или в подразделения классических университетов. Не факт, что все такие вузы должны работать по прикладному бакалавриату, но какая-то часть будет давать именно такое образование.

РГ: Создается впечатление, что образование в целом становится очень прикладным.

Реморенко: Если речь идет об уменьшении объемов гуманитарного образования, то это миф. Ведь если сравнивать количество часов на русский и литературу, то оно в наших школах заметно больше, чем на эти предметы в других странах. Если же речь идет о формировании умений применять знания, то да, этого в нашем образовании катастрофически не хватает.

ЧТО НОВОГО ПОЯВИТСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
К 2012 году:

27 процентов педагогов будут получать зарплату больше средней по региону;

65 процентов детей смогут получить дошкольное образование;

50 процентов детей-инвалидов будут обучаться в обычных школах, инклюзивно;

30 процентов мигрантов пройдут профобучение;

20 процентов базовых школ отремонтируют по современным нормам;

70 процентов учащихся и студентов будут учиться в учреждениях, которые соответствуют стандартам нового поколения;

не менее 50 процентов студентов получат общеевропейское приложение к диплому о высшем образовании;

не менее 15 процентов образовательных учреждений станут автономными.

К 2020 году:

система раннего развития детей с 0 до 3 лет;

возможность частным детским садам получать помощь из бюджета;

обязательный год предшкольного образования (после обсуждения общественностью);

разделение школ по ступеням;

укрупнение базовых школ;

сеть федеральных университетов;

сеть национальных исследовательских университетов;

часть средних профессиональных учреждений будет включена в состав вузов;

в училищах и колледжах появятся программы повышения квалификации и переподготовки рабочих;

программы начального профобразования сократятся, а общеобразовательные функции училищ могут быть переданы школам.

По материалам издания Российская газета.

Другие матералы рубрики: