Поволжский Образовательный Портал

Ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич: «Я против сокращения вузов. На мой взгляд, их должно быть много и самых разных»

Опубликовано 15 октября 2008

Как Вы оцениваете общую линию реформирования системы высшего образования? В том числе сокращение количества университетов и присвоение некоторым вузам особого статуса?

— Я поддерживаю идею статусов. Но при этом я против сокращения вузов. На мой взгляд, их должно быть много и самых разных. Эта практика во всём мире подтверждается, достаточно поучиться у зарубежных коллег.

 Владислав Захаревич: «Я совершенно не вижу причин для тревоги на тему того, что федеральные университеты каким-то образом повлияют на доступность образования. Но подтверждаю, что в них, возможно, будет более высокий конкурс, чем в других вузах» Я убеждён, что высшее образование должно быть всеобщим. Какая самая яркая звезда на небосклоне? Что такое чёрная дыра? А к чему может привести запуск коллайдера? На все эти вопросы, почти школьные, многие взрослые не знают ответов.

Пусть человек даже не будет работать по своей специальности, но он получит больше знаний, расширит свой кругозор. Одна из задач высшей школы заключается в том, чтобы научить человека учиться: дать знания на всю жизнь невозможно, в мире всё меняется очень быстро, поэтому нужно уметь работать с разными источниками информации, в том числе иностранными, нужно уметь анализировать, сопоставлять и самостоятельно делать выводы.

Другое дело, что бакалавр в институте и в университете — совершенно разные специалисты. В университете он вовлечён в научный процесс. В большинстве частных вузов нет науки, а в некоторых государственных — уровень научных исследований близок к нулю. Но нам нужны и такие бакалавры.

Но при этом возникает вопрос качества такого образования, например, неслучайно в Министерстве образования и науки грозятся закрыть филиалы.

— И это правильно, многие филиалы нужно закрыть, в этом нет сомнений. Там качество образования низкое. Судя по всему, количество филиалов сократится раза в два-три. Когда бюджет на высшую школу урежут, а он не может остаться прежним, слабым вузам, судя по всему, придётся тяжело. Как понимаете, люди, которые платят свои деньги, выбирают лучший вуз.

Реформа вузовского образования фактически направлена на создание некой вузовской «элиты». В связи с этим возникает вопрос доступности образования. Или всё-таки в большей степени оно будет элитарным?

— План набора не меняется, причём планка бесплатного набора достаточно высока. Если к 2010 году её не уменьшат, то государственные вузы смогут принять всех выпускников школ. На предмет доступности, я считаю, никаких проблем не возникнет. Вряд ли тот же МГУ или МГИМО сильно доступны. Там совершенно другие требования.

Я совершенно не вижу причин для тревоги на тему того, что федеральные университеты каким-то образом повлияют на доступность образования. Но подтверждаю, что в них, возможно, будет более высокий конкурс, чем в других вузах. А будет ли два человека на место или 40, я не знаю. Если посмотреть по зарубежным вузам, то в такие, как Массачусетский технологический институт (МТИ), Йельский университет, контингент набирается из тех, кого мы называем олимпиадниками.

И мы сейчас развиваем олимпиадное движение, считаем, что половина абитуриентов должна приходить после «олимпиад», которые вполне могут проводиться и по интернету (по крайней мере, для начального отбора участников).

Каково будет соотношение магистров и бакалавров в ЮФУ?

— Моя модель современного университета — МТИ. У них контингент магистрантов вдвое выше, чем на бакалавриате. Они в магистратуру принимают всех своих и столько же со стороны. Это моя идеальная модель, я стараюсь убедить коллектив в её преимуществе. Понятно, что осуществление этих планов будет сильно зависеть от того, какую часть магистратуры государство сделает бесплатной. Государство с этим вопросом пока не определилось. Понятно, что раз мы федеральный университет, наверное, будем иметь больший процент бесплатных мест, чем другие вузы.

Марина Муравьёва, STRF.ru

Другие матералы рубрики: