Поволжский Образовательный Портал

Заместитель председателя Госдумы Светлана Журова: Единый госэкзамен (ЕГЭ) стоит оставить в нашей системе образования лишь в виде эксперимента

Опубликовано 16 октября 2008

Единый госэкзамен (ЕГЭ) стоит оставить в нашей системе образования лишь в виде эксперимента. С таким заявлением выступила на онлайн-конференции в РИА «Новости» заместитель председателя Госдумы Светлана Журова. Стандартное тестирование, предупреждает она, уменьшает возможность творческого потенциала наших детей.

 В этом году, напомним, результаты ЕГЭ показали крайне невысокий уровень системы школьного образования. Число двоек по математике и литературе превысило 20%. Экзамен по русскому языку провалили порядка 11% выпускников. Более-менее приемлемый результат был достигнут лишь по иностранным языкам: четверку по английскому и французскому получили около половины выпускников, по немецкому - свыше 30%.

 При этом в сравнении с предыдущим годом в российской средней школе наблюдается отрицательная динамика успеваемости. Иными словами, количество двоек растет. И если плохой результат по математике был ожидаем (этот предмет традиционно является одним из самых трудных для школьников), то шквал «неудов» по литературе удивил как экспертов, так и рядовых граждан.

 Отметим, что споры между сторонниками и противниками ЕГЭ идут уже много лет. И вот недавно эта дискуссия дошла до Конституционного суда России, куда Всероссийский фонд образования сделал соответствующее обращение. Недавно фонд получил из КС ответ, в котором сказано, что жалобы приняты и полностью соответствуют юридическим нормам для подобного рода обращений. О дате рассмотрения этого вопроса КС обещал сообщить дополнительно.

  KM.RU попросил оценить ситуацию, сложившуюся в нашей школе в связи с повсеместным внедрением ЕГЭ, президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова:

 - В 60-е годы во Франции отчисляли до половины студентов, принятых по тестовому экзамену, и французы его отменили. У них это продолжалось 4 года, после чего правительство отменило единое государственное тестирование и вернуло школу на традиционную форму выпускных и вступительных экзаменов. Во Франции, кстати, тоже есть Общественная палата. Она проводит экспертизы и дает рекомендации правительству, президенту страны. И правительство с президентом прислушиваются к ее мнению, поскольку в палате собраны ведущие специалисты. И вот когда решался вопрос о тестировании, эксперты четко заявили, что еще 2-3 года этого эксперимента - и от профессионального высшего образования во Франции ничего не останется. И, собственно говоря, французы с этим покончили.

 В Англии тоже нет ЕГЭ, и никогда не было. Англичане понимают, что каждый человек, поступающий, допустим, в Кембридж, – это единичное, штучное явление. Там сложная процедура зачисления: проводят серьезное собеседование, сдают традиционные экзамены, представляют рекомендательные документы от ученых, политиков, профессуры и даже изучают портфолио – то есть смотрят, какие достижения были у выпускника школы, в каких он конкурсах и викторинах участвовал, какие творческие работы выполнял. И вот только после всего этого специальная комиссия определяет, кого взять в вуз, а кого нет. Одновременно наиболее талантливым ребятам выделяют стипендии, на которые эти ребята будут безбедно существовать.

 В целом во всем цивилизованном мире процесс идет к тому, чтобы сделать высшее профессиональное образование бесплатным. По этому пути идут все ведущие страны мира. Активнее всех по нему идет Япония, в которой сегодня практически 100% мест в высших профессиональных учебных заведениях бесплатны. К этому же сейчас стремится Германия, где к 2010 году будет 90% бесплатных мест в вузах. В России же к 2020 году, наоборот, 90% мест будет платных. То есть мы идем в обратную сторону.

 В ноябре в Госдуме будет рассматриваться законопроект, предлагающий добровольность ЕГЭ. Это то, что сегодня фактически существует в США. Кроме того, в законопроекте из ЕГЭ исключаются предметы общественного и гуманитарного цикла, то есть история, обществознание и литература. Потому что все эксперты сходятся во мнении, что сдавать экзамен по истории или литературе в виде тестов нельзя.

По материалам издания Комсомолькая правда.

Другие матералы рубрики: