Поволжский Образовательный Портал

Как среднестатический российский выпускник школы должен выбрать вуз, на какую систему критериев он может опираться в своем выборе

Опубликовано 17 марта 2009

В этом году выпускникам вузов впервые за многие годы будет довольно сложно сразу же устроиться на работу. Накануне Президент России Дмитрий Медведев сказал, что уже готовятся "пункты переподготовки" выпускников, также им предложат продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Но это касается тех, кто уже учится. А к чему готовиться тем, кто поступает? Как среднестатический российский выпускник школы должен выбрать вуз, на какую систему критериев он может опираться в своем выборе? К сожалению, сегодня, в условиях экономического кризиса, сложно предложить выпускникам школ и их родителям некую панацею, потому что неизвестно, каким будет наше будущее – будущее экономики, будущее рынка. Как не ошибиться с выбором, Накануне.RU рассказала первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Добренькова.

Фактор ЕГЭ

О ЕГЭ как проблеме сегодня не говорит только ленивый. Однако мало кто вспоминает этот реформенный продукт с точки зрения ограничения им законных прав наших молодых граждан.

До последнего времени ЕГЭ имел распространение только на выпускников, желающих его сдавать. Это давало возможность тем, кто выпускался до 2009 года и в силу этого не сдавал ЕГЭ, поступать в вузы. Теперь же огромная масса людей, которые не сдавали в свое время ЕГЭ, лишается своего конституционного права на получение высшего образования, поскольку, согласно новым поправкам в Закон об образовании, они не имеют права поступать в вуз – ни на бюджетное, ни на внебюджетное обучение, как минимум, на очную форму обучения. Но это совершенно дискриминационное положение по отношению к тем, кто закончил школу, например, десять лет назад, когда о ЕГЭ никто не слышал! И поскольку закон не должен иметь обратной силы, он не может распространяться на людей, которые окончили школу до 2009 года - никто не может связывать их право поступления в вуз со сдачей ЕГЭ. 


И это не единственная претензия к единому госэкзамену. Мало кто сомневается, что эта форма аттестации увеличит коррупцию в системе средней школы, поскольку всем по ЕГЭ будут нужны высшие баллы. Уже сегодня есть результаты по регионам, в которых ЕГЭ сдавался в качестве эксперимента: наибольшее количество выпускников, набравших наивысший балл, показали республики кавказского региона – Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ингушетия и другие. Очевидно, этот пример демонстрирует уровень объективности экзамена. И дает полное представление о том, кто будет учиться в московских вузах – ЕГЭ закроет дорогу в основные вузы страны большей части выпускников, которые окажутся вне коррупционных схем сдачи экзаменов.

Есть и другая проблема, которая возникнет в связи с ЕГЭ в вузах крупных городов, куда многие будут стремиться поступить – это проблема общежитий, которая возникнет, если, например, МГУ, СПбГУ, УрГУ и др. примут 90% студентов из провинции. Может так оказаться, что поступивший молодой человек не сможет учиться в столичном вузе, так как ему не предоставили места в общежитии, а также в силу того, что стоимость жизни в Москве слишком высока. И снова получается, что доступность образования с введением ЕГЭ не повышается, а понижается. Понятно, что больше всего проблем окажется в Москве, потому что сюда устремится основная масса абитуриентов.

Ну, и, наконец, мы столкнемся с проблемой, когда уровень подготовки "блестяще сдавших ЕГЭ" абитуриентов, во многих случаях будет недостаточным для обучения в вузе. И многие поступившие просто не смогут учиться. Есть прогнозы, что количество студентов, перешагнувших на второй курс, уменьшится в два раза. Вузы будут безжалостно отчислять, а на освободившиеся места станут принимать платников или переводить талантливых ребят с платных мест. В определенном смысле вузы даже получат возможности для маневра. Вот только за счет судеб невиновных молодых людей и их родителей, которые, пребывали в иллюзии, что, заплатив за высокий балл ЕГЭ, они решат все проблемы с поступлением в вуз. На самом деле с поступлением проблемы только начнутся, и, увы, не только финансовые, но и морально-психологические. 

Выбор специальности

Сложно сказать, какие специальности будут пользоваться спросом через пять лет. Даже недавние прогнозы о том, что будет расти запрос на инженерные специальности, сегодня оказывается неактуальным, так как в стране и мире останавливается масса производств. В связи с этим рынок труда просто не в состоянии оценить перспективные потребности в тех или иных специальностях и профессиях. Еще полгода назад нам говорили о нехватке специалистов рабочих профессий, а сегодня они лишаются работы в первую очередь.

В данной ситуации выпускнику школы необходимо пытаться не встроиться в будущую конъюнктуру, а прислушаться к себе: к чему он тяготеет – химии или педагогике, авиастроению или агрономии - и становиться профессионалом в этой сфере. Но уже в период получения профессии необходимо приобрести дополнительные навыки, которые помогут расширить сферу своего профессионального применения и адаптировать базис полученной профессии к конкретным условиям времени. Человек, изучающий, к примеру, физику или литературу, может получить через дополнительное образование навыки управления и организации бизнеса. Конечно, студентам такой выбор лучше делать на четвертом-пятом курсах, когда закончится теоретическое обучение и начнется специализация, когда молодой человек уже будет осознавать свой выбор дальнейшей работы. То есть сегодняшним абитуриентам я предлагаю такую формулу выбора: профессия по душе + практические адаптационные навыки.

Я уверена, что в ближайшее время произойдет рост востребованности дополнительного образования как необходимого шага профессиональной адаптации выпускников вузов и ссузов к меняющимся условиям: в динамичной кризисной и послекризисной ситуации будут востребованы новые специальности, возникшие как синтез различных знаний, навыков, компетенций. А различные формы переподготовки кадров будут особо важны тем, у кого возникнет нужда полностью переквалифицироваться в связи с потерей работы. 

Итак, говоря об образовании важно понять, что главное состоит не в выборе конкретной специальности, а в стремлении получить широкое образование, которое даст импульс развитию личности, возможность для формирования жизненной позиции. Образование необходимо человеку в той же степени, в какой государству необходим образованный человек.

Выбор вуза

Естественно, большинство школьников будет стремиться к поступлению в вуз на бюджетные места. А вот те, кому их не хватит, будут думать: поступать ли им на платные места в государственный вуз или идти в негосударственный.

С финансовой точки зрения выгоднее поступать в негосударственный вуз, поскольку в настоящее время, во всяком случае в Москве, стоимость обучения в негосударственном вузе на порядок меньше, чем в государственном. И можно предположить, что в условиях кризиса, когда финансовая составляющая выходит на первый план, в сфере платного образования у негосударственных вузов возникают значительные преимущества. Преимуществом является также гибкость образовательной политики негосударственных вузов, которая позволяет искать формы дополнительного обучения студентов для приобретения ими более широкого спектра компетенций, что, как мы говорили, сегодня особо актуально.
ЕГЭ также станет аргументом в пользу негосударственных вузов, поскольку, например, для большого числа выпускников колледжей, которые не будут сдавать единый экзамен, государственные вузы окажутся закрытыми, поскольку бюджетных мест на 2-3 курсах уже не будет. А негосударственный вуз может их принимать на программы бакалавриата по профильным специальностям на второй и третий курс без ЕГЭ - через собственную экзаменационную комиссию.

Кстати, последняя группа молодых людей, не сдавших ЕГЭ, может быть существенной. Почему? ЕГЭ - тест. А как справится с ним ребенок? Он, обучаясь в великолепной школе, и будучи вполне подготовленным, может сдать экзамен на низкую оценку. Набор непродуманных вопросов, к которым сейчас появилось так много обоснованных претензий, может вызвать неожиданную реакцию экзаменующегося. И не справившиеся не по своей вине с тестами талантливые ребята и пойдут в негосударственные вузы. Потому что в государственные пойдут те, кто получит по ЕГЭ стобалльный результат.

Как выбрать качественный негосударственный вуз?

В первую очередь, необходимо ориентироваться только на те негосударственные вузы, которые имеют государственную аккредитацию. Так как без нее вузом не может быть выдан диплом государственного образца.

Во-вторых, для того, чтобы при поступлении верно определить статус вуза, надо увидеть не только выданную ему лицензию, но также приложение к свидетельству об аккредитации. Это важно потому, что именно в приложении указаны специальности, которые аккредитованы, то есть по которым может быть выдан диплом государственного образца. Может оказаться так, что специальность лицензирована, но в приложении к аккредитационному свидетельству ее нет, и выпускники такого вуза не получат государственный диплом.
Нередки случаи, когда родители, не зная этих тонкостей, просто на основании информации об аккредитации вуза отдают ребенка в данное учебное заведение, а через пять лет выясняется, что у этого вуза, оказывается, только одна специальность была аккредитована, а все остальные нет. И государственный диплом, который ему обещали, выпускник не получает.

В-третьих, надо учитывать при выборе негосударственного вуза материальную базу, которой он располагает. Обязательно надо посмотреть, где проходят занятия. Потому что бывает, что вуз арендует офис для приемной комиссии и одну-две комнатки для занятий. Потом выясняется, что из-за того, что учебных помещений, по сути, нет, занятия проводятся не каждый день, а только два раза в неделю, очное отделение фактически превращается в заочное и так далее. О каком качестве образования здесь можно говорить? И дешевизна обучения в таких псевдовузах в будущем оборачивается абсолютной неконкурентностью их выпускников на рынке труда.

В-четвертых, на что надо обратить внимание, - это учебные программы (планы). В любой уважающей себя приемной комиссии вуза и на его сайте вывешена информация об образовательных программах и учебных планах, по которым ведется обучение. Абитуриент должен знать, какие дисциплины преподают по интересующей его специальности, кто их преподает (ученые степени и звания преподавателей), а также количество аудиторных часов в неделю. В одном вузе вам предложат 27 часов, а в другом за ту же оплату – 18-20.

О стоимости обучения

Что касается стоимости обучения, то сегодня в негосударственном вузе она соотносима с затратами государства на подготовку специалиста - около 70 тысяч рублей в год. Конечно, это не абсолютная величина, и уровень стоимости может колебаться, негосударственные вузы есть разные - у кого-то имеются собственные учебные площади, кто-то их арендует, и естественно в затратный механизм входит стоимость арендуемых помещений. Поэтому одинаковой цены быть не может. И все же у негосударственных вузов цены соотносимы с затратами.

Но сегодня в рамках экономической политики, сопровождающейся девальвацией рубля, прогнозировать стабильность цен на образование сложно. Скорее всего, цены незначительно повысятся, однако совершенно точно окажутся в рамках здравого смысла и доступны желающим учиться.
Но любые затраты на образования окупаются, образование не бывает ненужным. И кризис делает его еще более актуальным: еще Рузвельт сказал, что, что лучший выход из кризиса – посадить молодежь за парту.

Об этом сообщает сайт Накануне.ru

Другие матералы рубрики: