Поволжский Образовательный Портал

По оценкам экспертов, от кризиса меньше всего пострадают брендовые университеты России и вузы, ориентированные на «маргинальный контингент» студентов

Опубликовано 18 марта 2009

По оценкам экспертов, от кризиса меньше всего пострадают брендовые университеты России и вузы, ориентированные на «маргинальный контингент» студентов, где стоимость обучения не превышает 20-30 тысяч рублей в год. Судьба остальных учебных заведений по меньшей мере незавидна. Под угрозой закрытия окажутся до трети всех филиалов, 150 негосударственных вузов (70 процентов) и примерно столько же государственных — наиболее слабых педагогических и технологических. 

«Образование в условиях кризиса» — эта тема была вынесена на обсуждение Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). Заседание, проходившее 16 марта в стенах Высшей школы экономики, оказалось более чем представительным: помимо ректоров ведущих вузов, его посетили министр Андрей Фурсенко, глава Рособразования Николай Булаев, председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, вице-президент РАО Виктор Болотов, замминистра Минэкономразвития Александра Левицкая и другие представители властной вертикали.

Открывая заседание, ректор ГУ-ВШЭ и сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов отметил, что кризис пока ещё не поверг систему российского образования в шок. Более того, преимущественно бюджетный характер финансирования отрасли создаёт устойчивую иллюзию её дальнейшего благополучия, особенно на фоне финансовой несостоятельности многих коммерческих организаций. То, что данная сфера более чем на 50 процентов живёт за счёт госсредств, «в нынешних условиях можно рассматривать как важный позитивный фактор, — подчеркнул г-н Кузьминов. — Это гарантирует учебным заведениям доходы и обеспечивает относительный рост заработной платы по сравнению с частными структурами».

Но даже если бюджетное финансирование высшей школы останется более-менее стабильным (по сравнению с другими отраслями «государственной экономики», где сокращение объёмов финансирования достигает 30 процентов, в образовании оно пока не превышает десяти), серьёзный удар ожидает вузы в связи с падением платёжеспособности населения. По прогнозам, она снизится до 30 процентов у абитуриентов 2009 года и до 15 со стороны обучающихся студентов. Кроме того, экономический кризис будет усугубляться демографическим спадом: на 10 процентов в этом году и ещё на восемь в следующем.

Справка STRF.ru:

Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) объединяет руководителей учреждений образовательного сектора, а также представителей различных отраслей экономики и широкой общественности, выступающих по отношению к системе образования «заказчиками» и «потребителями». Основные задачи РОСРО: привлекать внимание общества и власти к проблемам образования, лоббировать интересы этой отрасли в законодательном и бюджетном процессах, а также другие.  Николай Булаев: «Вузы, которые не зафиксируют цены на обучение, в этом году не смогут набрать внебюджетников. Более того, рискуют лишиться и тех студентов-платников, которые там уже учатся»

Фиксация платы — путь к банкротству вузов?

Как сохранить контингент учащихся в непростых условиях — главная проблема, которая заботит вузовских руководителей. В последние годы многие университеты благополучно жили и развивались именно за счёт платных образовательных услуг. Теперь данная статья доходов оказывается под угрозой «сжатия». В связи с этим предлагается масса рецептов «спасения» студентов-платников. Своего рода панацеей считается перевод их на бюджетные отделения. Большие надежды возлагаются также на развитие образовательного кредитования. Но, пожалуй, самый спорной для вузов антикризисной мерой остаётся вопрос о фиксации стоимости обучения.

«Те вузы, которые не зафиксируют цены, в этом году не смогут набрать внебюджетников, — прогнозирует глава Рособразования Николай Булаев. — Более того, они могут лишиться и тех студентов-платников, которые в них уже учатся. А нам бы не хотелось, чтобы из-за финансового кризиса кто-то из этих студентов не смог окончить обучение».

В вузах, подведомственных Рособразованию, на коммерческой основе обучается 2 миллиона 300 тысяч человек. Во многих из этих учебных заведений, по словам г-на Булаева, стоимость обучения уже начала снижаться. И в скором времени эта тенденция должна усилиться.

Но фиксация цен напрямую зависит от инфляции, и пойти на такой шаг без индексации вряд ли кто-то решится, такую позицию высказал ректор МГТУ им. Баумана Игорь Фёдоров, с которой согласились руководители других вузов. «Если при прогнозируемой инфляции на уровне 15—20 процентов заморозить стоимость без индексации, вузы просто-напросто обанкротятся, — заявил ректор Бауманки. — Мы не можем устанавливать стоимость обучения меньше, чем расходы государства на одного бюджетного студента, — то есть 80—100 тысяч рублей в год». Иное дело — рассрочка оплаты или установление системы гибких скидок.

Председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин выразил надежду, что вопрос фиксации стоимости за обучение будет окончательно решён на IX Съезде Российского союза ректоров, который откроется в МГУ им. Ломоносова 19 марта.

Одна из антикризисных мер, рассматриваемая правительством, предполагает фиксацию стоимости обучения на весь период учёбы. Эта инициатива не находит поддержки в ректорском сообществе. Заморозка цен без индексации, по мнению ректоров, может привести к банкротству многих вузов Какие вузы рискуют?
Антикризисные меры в образовании, которые предлагает государство, могут оказаться для вузов либо спасительными, либо, напротив, губительными. Эксперты уже сейчас строят прогнозы. В Высшей школе экономики выделили четыре группы вузов в зависимости от влияния на них кризиса.

1. Слабые вузы. В ближайшие два года контингент обучающихся в них сократится на 50 процентов, причём спрос снизится даже на бюджетные места (на 25-30 процентов). Есть опасность, что старшекурсники не смогут завершить там учёбу. В этой группе окажутся от трети до половины всех филиалов, 150 негосударственных вузов (70 процентов) и 100-150 наименее сильных государственных университетов (в первую очередь педагогических и технологических). Выходом для таких вузов может стать присоединение к более сильным.

2. Эффективные вузы (внебюджетная составляющая у них превышает 65 процентов от всего бюджета). К этой группе относятся 25-30 технических и 20-25 классических университетов. В условиях кризиса они потеряют до 30 процентов доходов от студентов-платников и до 50 процентов на НИОКР от предприятий, поэтому со стороны государства им необходимо оказывать всяческую поддержку.

3. Брендовые вузы (МГУ, СПбГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГТУ им. Баумана и ряд других) от кризиса пострадают незначительно.

4. Вузы, ориентированные на «маргинальный контингент», в которых стоимость обучения не превышает 20-30 тысяч рублей в год (причём в Москве). Такие учебные заведения будут весьма востребованы и в период кризиса. Что объясняется довольно просто: платные студенты в вузах средней и низкой престижности — это выпускники школ, которые имеют недостаточные для освоения программ высшего образования знания или же хотят получить диплом с минимальными затратами. Сильные вузы, заботясь о своей репутации, таких абитуриентов попросту не принимают.

Сейчас власть стоит перед выбором: либо ничего не менять в системе образования, законсервировать ситуацию до «лучших» времён, либо сосредоточить поддержку на точках роста, которые могут обеспечить выход российской экономики из кризиса  Андрей Фурсенко: «Благодаря ЕГЭ мы теперь знаем, что 20 процентов выпускников школ не справляются или не хотят справляться с программой. Так почему же мы стесняемся в этом признаться, и переживаем, что двоечники у нас не поступят в вузы?»

Комментируя прогнозы экспертов, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко выразил надежду, что в условиях кризиса «четвёртая группа вузов рухнет». Он, правда, оговорился, что высказывает свою экспертную точку зрения, а не официальную министерскую. Но, принимая во внимание аргументы, которые он привёл в поддержку своей позиции, такой сценарий кажется вполне реальным: «Если вузам четвёртой группы не страшны финансовые сложности, то следует опасаться единого госэкзамена. С этого года все университеты будут принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Так что рассчитывать набрать двоечников не удастся даже им».

Реформы не заморозят

Проблема единого госэкзамена, которая поднимается практически на всех мероприятиях с участием министра образования, на заседании РОСРО была затронута в контексте антикризисных мер. Замминистра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов сообщил, что в этом году в регионах до 20 процентов выпускников школ могут не получить аттестаты зрелости, не справившись с заданиями ЕГЭ. В связи с этим они вообще не смогут получить профессию: в ПТУ сами не захотят пойти, а в вуз их не примут. Последний довод возмутил г-на Фурсенко. «Благодаря ЕГЭ у нас наконец-то появилась объективная оценка успеваемости школьников, и теперь мы знаем, что 20 процентов из них не справляются или не хотят справляться со школьной программой. Так почему же мы стесняемся в этом признаться, и переживаем, что двоечники у нас не поступят в вузы?».

Призывы некоторых экспертов и представителей Госдумы на время кризиса «заморозить» реформы образования, в частности, отменить ЕГЭ, по мнению г-на Фурсенко, абсолютно несостоятельны: «Я выскажу крамольную мысль. Слава богу, что начался кризис, и мы наконец-то оказались в условиях, когда в системе образования надо что-то менять». Министр отметил, что главная антикризисная мера должна заключаться в том, чтобы перестать себя обманывать — «система образования не должна работать на удержание студентов, не должна превращаться в “камеру хранения” — её миссия быть институтом развития».

Об опасности «заморозки» реформы говорили и другие участники заседания РОСРО, хотя и менее эмоционально, чем министр. К сожалению, эти тенденции уже наблюдаются: сворачиваются стратегические программы развития образования, в частности, программы по созданию исследовательских университетов, поддержке перспективных научно-педагогических кадров, повышению студенческой мобильности. Понятно, что во многом это связано с финансовыми возможностями государства. Но даже в условиях кризиса нельзя забывать о развитии той же материально-технической базы университетов, подчеркнул Григорий Балыхин. Недопустимо оставлять до лучших времён недостроенные общежития и лабораторные корпуса, которые уже на 70-80 процентов готовы к сдаче.

По итогам заседания представители РОСРО подготовят конкретные предложения по развитию системы образования в условиях кризиса, после чего направят их на рассмотрение в правительство и администрацию президента. В своих рекомендациях они будут исходить из того, что в настоящее время необходимо определиться: либо законсервировать ситуацию в российском образовании, либо обеспечить поддержку точек роста, которые во многом будут способствовать выходу российской экономики из кризиса. В чью пользу будет сделан выбор?

Марина Муравьёва.

 

Другие матералы рубрики: