Поволжский Образовательный Портал

Стремление сделать образование практико-ориентированным прослеживается сегодня на всех этапах - от средней школы до вузов

Опубликовано 21 апреля 2009

Стремление сделать образование практико-ориентированным прослеживается сегодня на всех этапах - от средней школы до вузов. Не остаются в стороне и бизнес-школы, для которых этот вопрос почти тождественен вопросу престижа. Особенно актуальна проблема практикоориентированности для программ ЕМВА, к качеству которых слушатели предъявляют наиболее высокие требования.

 

МВА и ЕМВА: где что важнее?

Если сравнить программы МВА и ЕМВА, то для последних вопрос практикоориентированности стоит особенно остро. При стоимости обучения от 10 тысяч до 90 тысяч евро (в большинстве московских бизнес-школ цена на ЕМВА колеблется в диапазоне от 20 тысяч до 50 тысяч) потребители не хотят довольствоваться набором теоретических курсов и заезженных кейсов. Они стремятся стать участниками уникального процесса, который поможет им изменить мировоззрение, сломать стереотипы мышления, а иногда и полностью преобразиться. "Конечно, для программ МВА тема практикоориентированности тоже важна. Однако именно говоря об ЕМВА, мы делаем на этом особый акцент", - говорит руководитель проекта ЕМВА "Драйв-менеджмент" Международного института менеджмента ЛИНК Андрей Теслинов. По его мнению, большинство слушателей МВА - это аналитики и люди, склонные выстраивать теории успешной деятельности, в то время как на ЕМВА приходят жесткие практики, которые стремятся испытывать, проделывать живые эксперименты, причем делают это в совершенно ином (очень быстром) темпе.

Одна из задач обучения по программам ЕМВА заключается в том, чтобы научить человека выбирать нужный ему, персонифицированный инструментарий из всего многообразия существующих. К примеру, есть мастер, который вырезает по дереву. Он знает, что существуют десятки различных резцов, с помощью которых можно проделывать самые разные операции. Однако сам он использует в работе лишь три-четыре резца - именно те, которые лучше прочих ложатся ему на руку и позволяют свободно, качественно и быстро получать требуемый результат. Как он выбрал эти резцы? Разумеется, испробовав несколько десятков разных модификаций на практике. Именно так происходит и со слушателями программ ЕМВА. Во время обучения (конечно, если они учатся по действительно практико-ориентированным программам) им демонстрируют то, как работают бизнес-механизмы и теории, и дают возможность опробовать знания на реальных примерах. После чего каждый человек выбирает себе комплекс инструментариев по душе и понимает, с помощью какого именно рычага он сможет "сдвинуть Землю".

Продолжительность программ ЕМВА, как правило, в полтора раза меньше, чем МВА. Это сжатая форма образования, но она и более результативная. Кроме того, нельзя забывать о том, что слушатели МВА - будущие специалисты по поддержанию процесса администрирования, а студенты ЕМВА - по определению инноваторы и преобразователи, которым нужен экспрессивный стиль обучения. И в этом смысле жесткие ориентиры на практикоориентированность хороши именно для программ ЕМВА, ведь по окончании обучения дипломанты должны быть готовы совершать прорывные преобразования в бизнесе, выстраивать беспрецедентные системы взаимоотношений с партнерами и потребителями и внедрять зачастую новые бизнес-технологии.

Слияние трех сред

Любое качественное образовательное пространство состоит из трех сред. Речь идет о среде учебной, где непосредственно происходит освоение материала, о среде социальной, в которой люди общаются на посторонние темы и в которой происходит их развитие и включение каналов коммуникации. И о третьей среде - среде профессиональной, где постоянно идет профессиональная деятельность и происходят разговоры на сугубо профессиональные темы.

Чаще всего в обучении доминирует среда учебная: к слушателям выходит профессор, они все вместе начинают что-то обсуждать, решать, делать выводы. В большинстве бизнес-программ в учебную среду втягивают среду профессиональную - чаще всего это происходит посредством кейсов и деловых игр. В продвинутых бизнес-школах сознательно добавляют к дуэту учебной и профессиональной среды третью - социальную. "Например, паузы между занятиями не сокращают до предельного минимума, а делают их достаточными для того, чтобы люди в непринужденной обстановке за чашкой чая могли просто поговорить. При всей кажущейся на первый взгляд бессмысленности подобного времяпрепровождения именно гармоничная интеграция трех сред дает на выходе полноценное и результативное образование", - поясняет Андрей Теслинов.

Расширение принципа трех сред реализуется на практико-ориентированных программах ЕМВА и через походы в реальные компании. При этом занятия выносят из аудиторий и проводят их на сторонней территории. Чаще всего в качестве площадок используют те фирмы, откуда приходят сами слушатели. Такая деловая интервенция позволяет увидеть привычные, знакомые по аудиторным занятиям вещи с совершенно иных точек зрения и дает возможность заставить по-новому работать разум. Сценарии похода в компании могут быть разными. Нередко в первый день такой "проектно-аналитической сессии" слушатели декларируют стратегию своего бизнеса, определяют значимые для него проблемы и описывают структуру компании. Во второй - берут интервью у первых лиц, топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и специалистов. На следующий день проводят общее обсуждение, в процессе которого каждый участник ЕМВА высказывается и "ставит диагноз" компании. Особенно интересно это происходит в том случае, когда анализ деятельности организации осуществляется публично, перед менеджерами этой компании.

В хороших программах создаются и иные способы соединения сред. Известен опыт, где слушатели программ ЕМВА даже открывают учебный бизнес и на нем тренируются, отрабатывают изученные технологии, вопросы культуры стратегии, таким образом, уже во время обучения применяют на практике все то, что может им понадобиться в реальной жизни. По окончании учебы этот бизнес передают "по наследству" следующим студентам ЕМВА, которые продолжают его использовать в качестве подопытного материала.

От лекции до интервенции, от рациональности до эмпатии

Говоря о вопросе практикоориентированности ЕМВА, нельзя не затронуть тему актуальности образовательных форм и методов. По мнению специалистов института ЛИНК, сегодня в бизнес-образовании, как и в образовании вообще, нет подходов, которые бы устарели. Из ряда, на одном полюсе которого находится классическая лекция, а на другом - активная деловая интервенция, не следует ничего выбрасывать. "Несмотря на все чаще звучащее мнение о том, что лекции как формат обучения уходят в прошлое, они являются прекрасным способом формирования знаний человеком в человеке. Лекция, проведенная мастером своего дела, может стоить во сто крат дороже кейса или деловой игры по степени информационного и эмоционального заряда, который она в себе несет", - считает Андрей Теслинов.

Хороши для практико-ориентированных программ ЕМВА и кейсы, и деловые игры. Однако лишь в том случае, когда соблюдается правило: 20% времени должны занимать сами кейсы (или игры), а оставшиеся 80% - анализ результата. Вообще, любой образовательной форме можно дать новое рождение. Из лекций репродуктивного типа (когда профессор говорит, а студенты бездумно записывают) можно сделать лекцию-диалог или лекцию как живописующее действо. А, к примеру, презентацию, когда ведущий просто читает с экрана текст, стоит превратить в слайд-шоу, увлекающее и побуждающее зрителей к размышлению.

В некоторых бизнес-школах понимают практикоориентированность как обучение слушателей умению применять в реальной жизни готовые рецепты (в большинстве случаев пришедшие к нам с Запада). Учебники насыщены готовыми рецептами-идейками, которые были успешно использованы в разное время в разных, как правило далеких от России, странах. В процессе учебы студентам навязывают убеждение в том, что все эти заготовки будут работать в современном мире, причем в условиях неординарной российской действительности. Характерно, что у многих слушателей возникает ощущение справедливости таких утверждений благодаря увлекательно проведенным деловым играм или кейсам, которые разрабатывают опять-таки на основе западных технологий.

На самом деле такой подход рецептурного "накачивания" не очень конструктивен для качественных программ ЕМВА. Здесь практикоориентированность заключается в том, чтобы подняться над основаниями этих рецептов, выйти в область законов, порождающих успешные технологии. Именно для этого в планы программ ЕМВА включают поездки в малознакомые страны с исследовательскими целями. Речь идет об образовательных экспедициях "Живая параллель", где на параллелях между проявлениями развития бизнеса, цивилизаций, живой природы осваиваются законы, действующие повсюду. В таких курсах-экспедициях слушателям ЕМВА открываются универсальные конструкты развития и устройства мира и бизнеса.

В заключение стоит упомянуть о существовании двух форм постижения мира - рефлексии и эмпатии. Во многих бизнес-школах доминирует первая составляющая, поскольку большинство применяемых сегодня техник - рациональные. "Их можно объяснить, передавать слушателям, их проще применять. Однако действительность год от года становится настолько непредсказуема, что пора делать акцент в сторону техник, основанных на эмпатии (чувствовании). Мир зовет в эту нерациональную сторону, потому что все больше явлений перестает подчиняться рациональному объяснению. И поэтому в современных практико-ориентированных программах ЕМВА количество иррациональных методов должно возрасти", - поясняет руководитель проекта ЕМВА "Драйв-менеджмент" Международного института менеджмента ЛИНК Андрей Теслинов.

 Об этом сообщает сайт Gzt.ru

Другие матералы рубрики: