Поволжский Образовательный Портал

А.А. Фурсенко, министр образования и науки РФ, посетил открытие проектного семинара ИОП "Эврика" "Развитие сети как образовательной организации" и ответил на вопросы участников

Опубликовано 14 сентября 2004

Александр Фурсенко поделился своими размышлениями о ключевых проблемах системы образования РФ и о возможных путях их решения. В центре внимания министра было два вопроса:

1) Проблема баланса интересов. Передача школ в ведение муниципалитета вызвало в школах противоречивую реакцию. С одной стороны, аппарат, управляющий школой, был приближен к ней, с другой – ряд школ оказались в опасности, попав в зависимость от произвола губернатора. Как сделать систему оптимальной для всех? На этот вопрос пока нет ясного ответа.

2) Проблема превращения сферы образования в сферу экономики. Традиционно сфере образования приписывалась исключительно социальная направленность, однако выживание школ во многом зависит от того, в какой мере они смогут стать экономически рентабельными и перейти на рыночную систему отношений.

Но в то же время в системе образования обнаруживаются такие элементы, которые не переживут перехода на уровень экономики: например, сельская школа затратна по определению, и если следовать экономической логике, то школа должна быть закрыта. Но закрытие школы приведет к серьезному ухудшению экономической ситуации в области.

То есть снова возникает проблема баланса интересов.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АУДИТОРИИ:

1. О возможности использования общественного ресурса в регионах.

Министерство работает в этом направлении, в частности, сейчас создается ситуация, в которой работодатель может участвовать в формировании заказа на образование.

Вторая возможность – это попечительские советы. Я уверен, что их нужно вводить, но при этом понимать два момента:

Попечительские советы не должны насаждаться сверху – нужно создать условия для выращивания попечительских советах на местах и всячески поддерживать подобные инициативы.
Самый серьезный риск – это отсутствие культуры работы общественных организаций, в том числе попечительских советов. Необходимо создать ситуацию, при которой чрезмерная активность некоторых участников не сможет парализовать работу всей организации.
2. Организация взаимодействия сети «Эврика» и системы образования в целом.

Сеть «Эврика» - это сложившаяся организация. В нее входит 600 школ, имеющих статус ФЭП. Это немало. Но составляет 1 процент от системы образования.

Специфика ситуации заключается в том, что данный масштаб работы в сети эффективен, поскольку увеличение количества школ приведет к ухудшению ситуации, инновация не может превышать несколько процентов, иначе она перестает быть инновацией.

По моему мнению, основная задача министерства – создание системы коммуникаций, и мы готовы работать в этом направлении.

3. Образование взрослых

Я бы смотрел на эту проблему шире – я бы говорил о проблеме непрерывного образования. Жизни меняется быстрее, чем меняется образование, человек должен каждые 5-7 лет получать новый заряд. Но при построении этой системы нужно учитывать два момента:

Образованием взрослых и образованием детей должны заниматься разные институты.
И желательно, чтобы это были разные люди.


Другие матералы рубрики: