Глупость - оружие против рака

Опубликовано 16 июня 2009

Смертельная загадка рака не дает покоя ученым всего мира. И вот новая гипотеза: страшная болезнь стала платой человека за интеллект.

Ученые из Технологического института Джорджии (США) давно бьются над разгадкой природы онкологических заболеваний. На этот раз руководитель лаборатории биологии рака профессор Джон Макдональд дал задание двоим выпускникам разобраться, почему наши ближайшие родственники по древу эволюции шимпанзе почти не болеют раком. Те и проанализировали ткани мозга, сердца, печени, почек, яичников обезьян и открыли, что механизм апоптоза у приматов работает лучше, чем у людей. Апоптоз - это природный механизм уничтожения клеток, которые как-то отклонились от правильной программы: получили мутацию генов, переродились в раковые, постарели и т.п. Организм попросту разбирает их на "кирпичи" для строительства других, нормальных клеток. Так вот у шимпанзе этот механизм почти не пропускает опухолевых "уродов", а у людей вполне может и проглядеть. Почему? - задумались ученые. И выдвинули оригинальную гипотезу.

- Нам кажется, это отличие можно считать важным фактором эволюции, который напрямую связан с увеличением объема мозга у людей и сопутствующим этому улучшением способности к познанию, - прокомментировал свою публикацию в журнале Medical Hypotheses профессор Макдональд. - К сожалению, за все приходится платить.

В переводе на общедоступный язык эта витиеватая фраза означает вот что. Развитие головного мозга у первобытных людей стало возможным как раз вследствие мутаций в его клетках - и, видимо, их потребовалось великое множество, чтобы наш мозг стал тем, чем стал, - инструментом познания Вселенной и самого человека. Если бы апоптоз в них работал как часы, наш интеллект так и остался бы на уровне "бросай палка-получай банан". Стало быть, апоптоз надо было "придержать". Но в результате он потерял часть своих надзорных функций и пропускает очевидную клеточную "лажу"...

Гипотеза красивая, что и говорить. Можно ли ее расширить и предположить, что умные люди больше рискуют заболеть раком, чем дремучие? Для этого необходимо собрать надежную статистику, чем и собираются заняться ученые из лаборатории Макдональда. Кстати, в ней все время работают и молодые российские биологи. Сейчас, например, их двое.

Источник: Известия (izvestia.ru), Татьяна Батенёва.