Поволжский Образовательный Портал

Антонина Зубова: «Мое основное стремление - узнать что-то хорошее и внедрить в жизнь».

Опубликовано 30 июня 2009

Эпоха Антонины Зубовой. Так часто называют период с 1967 по 1988 год, когда Куйбышевский городской отдел народного образования возглавляла Антонина Михайловна Зубова. Никто так долго не работал на этом посту в истории самарского образования. Это было время подъема и новаций. Наша школа действительно была лучшей в мире, и в этом есть и ее заслуга.

Выйдя на пенсию, Антонина Михайловна снова ушла работать учителем в свою 14-ю школу. С 1999 года она возглавила общественный консультационный совет по вопросам образования при главе города Самары. Ее жизнь по-прежнему полноценна.

Судьба Антонины Зубовой могла бы лечь в основу сценария фильма о «советской мечте». Деревенская девушка вышла замуж за партийного босса, занимала высокий пост, пользовалась всеобщим уважением и любовью горожан, которые сделали ее Почетным гражданином Города.

И это все о ней.

Но в реальности ее жизнь была нелегкой, хотя и щедрой к своей любимице.

«Дитя войны», чье детство пришлось на военные годы, Антонина родилась в 1928 году в селе Глебовка Пензенской области в многодетной крестьянской семье Михаила Петровича и Надежды Ивановны Колупаевых. Вскоре семья переехала на станцию Пачелма. Отец работал путевым обходчиком. Он простудился и в 1940 году умер от воспаления легких. Война принесла в семью еще горе: погибли на фронте оба старших брата Антонины. В войну наравне со взрослыми она трудилась в совхозе и училась в школе. Став взрослой сама, часто вспоминала своих учителей, их любовь, заботу, стремление дать детям хорошие знания, направить их на истинный путь. Они стали для нее образцом учителя.

Когда Антонина училась в десятом классе, к ней подошел завуч Н.Н. Соколов и предложил поступить в одиннадцатый педагогический класс, где готовили учителей начальных классов для школ Куйбышевской железной дороги. Антонина согласилась. Днем продолжала учиться в школе, а вечерами занималась педагогикой. Ее огромное трудолюбие - от родителей. Общительность и отзывчивость - в маму: у нее была природная мудрость, и к ней все шли за советом.
В победном сорок пятом году Антонина успешно закончила и школу, и педагогический класс. Ее направили в третью железнодорожную школу Сызрани. Директору Александре Ивановне Дурновой так понравилась эта худенькая семнадцатилетняя девушка, что она взяла ее жить к себе в дом. Молодая учительница работала творчески: прочитает детям половину интересной книжки в школе, а вторую половину велит прочитать самим и потом пересказать. В педагогическом журнале появилась статья о ней. Начинающая учительница не отказывалась ни от какой работы: физкультурника, пионервожатой. Благодаря природному уму, энергии, целеустремленности и красоте ее везде замечали и выдвигали. Совсем молодой предложили вступить в члены партии, преподавать в старших классах. Она поступила на заочное отделение филиала Куйбышевского учительского института.

Однажды она попросила слова на пленуме горкома комсомола: «Мы хотим, чтобы нас, неосвобожденных пионервожатых, тоже приглашали на семинары, учили работать». Ее боевое выступление понравилось, и активистку назначили председателем Сызранского горкома профсоюза учителей.

На том пленуме присутствовал первый секретарь Сызранского горкома партии Александр Васильевич Зубов. Он влюбился в нее с первого взгляда, нашел возможность встретиться с ней. 1-го декабря 1950 года он сделал ей предложение, а 5-го декабря, в День конституции, они зарегистрировались.

В 1951 году Зубова перевели в Куйбышев заместителем председателя облисполкома. Они переехали в областной центр и поселились в доме на Вилоновской, 2 «А», где наша героиня живет и сейчас. Антонина Михайловна успевала работать в обкоме профсоюзов, учиться на истфаке в пединституте, воспитывать дочь Татьяну и троих детей мужа (его первая жена умерла). Ложилась не раньше трех часов ночи, но никогда не жаловалась.

В 1957 году она стала директором 14-й вспомогательной школы-интерната (сейчас школа-интернат «Преодоление»). С ее приходом повеял свежий ветер перемен. Зубова установила контакты со специалистами Московского научно-исследовательского института дефектологии, и 14-я школа стала его научной базой. В ней апробировали новые программы и учебники для подобных школ в России. Шефы оборудовали швейную и слесарно-столярную мастерские. Здесь проходили выставки, конкурсы, соревнования, отмечались праздники, дни рождения детей…

Став депутатом горсовета, Зубова везде говорила о необходимости помощи таким детям. Она - инициатор открытия на базе 14-й школы вспомогательных школ № 71, 111, 115, 113 , 169, школ для слепых и глухонемых детей. За огромную работу в тридцать четыре года Зубова единственная в системе подобных школ получила звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». По ее предложению в Куйбышевском пединституте были открыты факультеты начального образования и дефектологии.

В 1967 году Зубову назначили заведующей Куйбышевским гороно. Она начала с того, что добилась его перевода из бывшего сеновала при доме Курлиной в помещение 72-й школы. Работала Антонина Михайловна с утра до поздней ночи. В десятом часу вечера окошко ее кабинета еще светилось, так как днем она бывала в школах.

- Мы почти не сидели в своих кабинетах, - вспоминает заместитель Зубовой Тамара Григорьевна Коробко, - а работали в школах. Это был колоссальный труд, но очень радостный - мы видели его результаты. Забота об учителе стояла на первом месте. В гороно педагогов принимали в приемные и неприемные дни, все их проблемы решали.
Зубова пережила не одну реформу образования. Когда начальное образование стало трехлетним и учителя четвертых классов остались без работы, она сохранила кадры, открывая при школах группы продленного дня. При ней в школах были созданы учебные кабинеты. Руководителем она была и требовательным, и лояльным. Приехав в школу, говорила: «Я не с проверкой, а посмотреть. Посижу на уроке, поучусь у вас. Другим расскажу, как вы работаете». Наставляла методистов: «Если учитель урок дал плохо, проведите для него показательный урок. Аккуратно, мягко, не оскорбляя его достоинства». Особенное внимание Зубова уделяла руководящим кадрам. Инспекторам говорила: «Подмечайте, кто из учителей может расти». Из таких учителей создавали кадровый резерв, их обучали. Эта система давала возможность приходить к руководству неслучайным людям.

- Зубова умела в своих ярких выступлениях подать проблемы образования так, - говорит заслуженный учитель России Марк Анатольевич Дембо, - что они становились главными для всего города. Она ввела практику встреч гороно с руководителями предприятий. Благодаря ее личному обаянию они не могли отказать ей ни в чем. С помощью шефов в школах были созданы учебно-производственные комбинаты разных профилей, вплоть до космического, в пригородных совхозах открыли шестнадцать стационарных лагерей труда и отдыха. Рабочих перестали посылать в совхозы, а дети были под присмотром. Школьники получали трудовые навыки, общались, отдыхали на природе. Также они занимались в учебных цехах на предприятиях.

Зубова добилась, чтобы директоров детских домов с их зарплатой в 120 рублей обеспечивали жильем. Все детские дома и спецшколы имели свои дачи. Когда детей-сирот вывозили на дачу, они выпрыгивали из автобуса, целовали землю, траву, восклицали: «Это наша дача, это мои цветочки!»

За годы ее работы было построено пятьдесят шесть новых школ (гороно обеспечивало их оборудованием), к старым школам пристроены столовые и спортивные залы. Детские дома переведены в типовые здания. Построено более сотни новых детских садов (всего их было двести), очередей в них не было.

Для преподавания военного дела в подвалах школ сделали стрелковые тиры. Создали шестнадцать детско-юношеских спортивных школ, во всех школах работали кружки. В школах открыли музыкально-хоровые студии, шефство над которыми взял композитор Дмитрий Кабалевский. В Куйбышеве проходили всесоюзные семинары по эстетическому воспитанию, внеклассной работе, занятости школьников в каникулы.

Зубова не боялась защищать своих подчиненных, поощряла их труд. Сама никогда не порывала со школой. Будучи заведующей гороно, продолжала преподавать в 14-й школе.

Когда ее супруга спрашивали, где он нашел такую замечательную жену, он отвечал: «Выбирать надо уметь».
Более тридцати лет Зубова являлась депутатом горсовета, более двадцати - членом горкома КПСС, избиралась членом обкома КПСС. Она отличник просвещения СССР и РСФСР, участник трех учительских съездов, почетный гражданин города, награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями.
Но одна из главных наград - любовь к ней ее учеников и коллег. Ее всегда ждут в ее 14-й школе, звонят: «Мы по тебе соскучились!»

- А самое большое мое счастье, - говорит она, - в детях, внуках и правнуках. Они мне приносят только радость. Все получили хорошее образование, почти все педагоги и успешно работают. Дочь Татьяна преподает английский язык в Дипломатической академии в Москве. Внучка Оля - тоже работает в столице, возглавляет отдел быстрого реагирования МЧС России.

Мое основное стремление - узнать что-то хорошее и внедрить в жизнь. И как можно больше помогать людям. Профессия учителя дала мне эти возможности. Ни разу в жизни я не пожалела, что выбрала этот путь

 

Источник: Новая Самара (newsamara.ru)

Другие матералы рубрики: