Поволжский Образовательный Портал

Кадровый голод: России нужны выпускники MBI

Опубликовано 22 сентября 2004

В России появилась новая учебная дисциплина – бизнес-информатика. Она объединила в себе обучение по отраслям и дисциплинам, которые раньше в образовательных курсах никогда не пересекались. Диплом MBI (мастер бизнес-информатики) у нас пока редкость, при этом выяснилось, что крупные корпорации остро нуждаются таких специалистах.

До сих пор из существующих в российской системе высшего образования 60 специальностей, так или иначе связанных с информатикой, только две имели отношение к экономике, и ни одна – к праву или менеджменту.

Сегодня одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, другие знают, что такое финансы, маркетинг, менеджмент. Профессионалов для смежных областей бизнеса и информационных технологий до недавнего времени не готовил никто.

Между тем, как считает президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова, сегодня отделить знание информационных технологий от управления бизнесом очень сложно, и без таких кадров, которые объединяют несколько специальностей, ни повышение производительности труда в существующих отраслях, ни выход на новые рынки не будут возможны. По мнению г-жи Дергуновой, в настоящее время российская IT-индустрия, которая насчитывает около 10 тыс. компаний, испытывает кадровый голод, что тормозит развитие всего бизнес-сектора. Согласно оценке Минсвязи РФ,ежегодная потребность рынка труда в специалистах, одинаково хорошо владеющих computer science и вопросами управления, составляют от 5 до 10 тыс. человек.

Как считает генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий, управление ИТ сегодня является одной из важнейших функций современного бизнеса. Не даром ведь большинство руководителей крупнейших западных компаний вышли из CIO. Но, к сожалению, в нашем образовании, во многом идущем с советских времен, основная проблема – отсутствие связи с реальными потребностями экономики.

Если более конкретно говорить об ИТ-специалистах, то, например, программистов учат языкам программирования и архитектуре вычислительных систем, но совершенно не учат методологии и технологии разработки и проектирования. Аналитиков не готовят вообще, инженеров учат явно устаревшим стандартам и технологиям.

Направление бизнес-информатики было утверждено в июле 2003 года и реализуется в рамках федеральной целевой программы Электронная Россия.

Среди инициаторов введения новой дисциплины оказались не только образовательные и государственные структуры, но и представители бизнеса, крупные IT-компании: Microsoft, IBM, SAP, IBS, Ланит, Крок, Логика-Бизнес, 1С, Cognitive Technologies, SAP и др.

Согласно плану Минобразования РФ, в эксперименте по развитию нового направления принимают участи Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Санкт-Петербургский ИТМО, Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, Саратовский социально-экономический университет, Волгоградский государственный университет, Новосибирский государственный университет. Планируется, что в ближайшие 2--3 года подготовка по этому профилю начнется еще в 20--25 университетах России. Их выпускники смогут работать в качестве директоров информационных служб, системных аналитиков, ИТ-консультантов, проектировщиков и внедренцев сложных информационных систем, организаторов управления корпоративными информационными системами, менеджеров проектов, организаторов инновационного бизнеса в сфере ИТ.

Эксперимент, согласно приказу Минобразования РФ, продлится до 2010 года. (Первый выпуск факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ состоится в 2006 году.) Пока же проблема дефицита в стране квалифицированных кадров, способных эффективно заниматься организацией сложных информационных систем в бизнесе и госуправлении, остается крайне острой.


  Таких людей – единицы. И они достигли своего уровня либо самостоятельно, либо благодаря серьезным программам обучения в своих компаниях (сегодня отдельные – в большинстве своем западные – компании организую переподготовку и повышение квалификации сотрудников).

Программы MBI (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) с недавнего времени реализуются в ГУ-ВШЭ, Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Государственном университете управления. С этого года в ГУ-ВШЭ открыта еще и Высшая школа бизнес-информатики (ВШБИ), где кроме краткосрочных существует и долгосрочная программа MBI – второе высшее образование.

При составлении программы, – рассказал Газете.Ru директор ВШБИ Анатолий Шкред, – мы ориентировались на западные аналоги и на то, что интересно нашему бизнесу. Мы сотрудничаем с ведущим университетом США в области computer science и software engineering – Университетом Carnegie-Mellon. А также с лидерами российского рынка – компаниями IBS, Microsoft, Lanit, 1C, Логика-Бизнес. Это и базовые кафедры, и организация производственной практики.

Основное различие между программами ВШБИ и университета Carnegie-Mellon заключается в том, что американский вариант более технологичный, включающий подготовку по определенным продуктам. Во ВШБИ от этого отказались, считая, что слушатели уже должны иметь достаточную образовательную базу и опыт работы. Из стен школы, по словам ее директора, будут выходить специалисты уровня руководителя проекта, вице-президента компании, способные определять идеологию и стратегию развития IT-инфраструктуры компании.

Российские бизнес-школы ежегодно выпускают несколько тысяч специалистов МВА, – говорит Анатолий Шкред. --

 

Спрос же на аналог МВА в самой развивающейся отрасли – сфере информационных технологий – будет значительно выше.


  Мастер бизнес-информатики – это уже не просто управленец, обладающий абстрактными знаниями, а специалист для совершенно конкретной области. Причем не только и не столько для IT-компаний. Современные крупные компании (те же Газпром, ЮКОС, Сбербанк) используют очень большой парк информационных систем. Это и просто железо, и сложные программные комплексы. И должность в таких компаниях директора информационной службы ко многому обязывает. От его кругозора напрямую зависит успешность работы информационной системы, а значит, и всей компании в целом.

 

Другие матералы рубрики: