Поволжский Образовательный Портал

Студенты могут получить образовательные кредиты в начале учебного года

Опубликовано 13 июля 2009

Российские вузы, техникумы и училища в этом году закончат 1,5 миллиона выпускников, более 10% из них рискуют остаться без работы. Государство разработало комплекс мер для их трудоустройства и поддержки студенчества. Так, более 80 тысяч выпускников смогут в течение полугода пройти стажировку на предприятиях за счет государства, а студенты вузов получат кредиты на обучение на беспрецедентно льготных условиях. Об этом с корреспондентом РИА Новости беседует замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский.

- Владимир Владимирович, Минобрнауки России разработало проект постановления правительства РФ о новых условиях кредитования студентов вузов. Когда этот документ может быть принят?

- Мы внесли его в правительство 15 мая и надеемся, что в самое ближайшее время постановление будет подписано.

- Каковы будут новые условия кредитования студентов?

- Во-первых, по ним не требуется поручительства, поручителем является государство. Во-вторых, процент по кредиту будет очень низким для студентов. Мы заложили норму, при которой государство будет субсидировать три четверти процентной ставки рефинансирования Центробанка. У нас сейчас ставка рефинансирования 11,5%, следовательно, 8,625% будет субсидировать государство. Например, Россельхозбанк сейчас выдает кредиты под 14% годовых, а студент будет реально платить 5,375%. Это беспрецедентно льготный кредит по сегодняшним меркам.

- Когда студенты начнут получать кредиты на обучение?

- Мы рассчитываем, что студенты смогут получать образовательные кредиты, начиная с этого учебного года, то есть с осенней сессии.

- Какие банки будут кредитовать студентов?

- Мы с самого начала вели переговоры с двумя банками – это Сбербанк и ВТБ 24. Также выразил желание участвовать в программе Россельхозбанк. Хочу при этом подчеркнуть, что в программе сможет участвовать любой банк, выполняющий ее условия.

- Кто из студентов сможет получить кредит?

- Это те студенты, которые закончили очередную сессию на "четверки" и "пятерки". Они также должны учиться по специальностям, востребованным экономикой, либо по тем, которые вошли в государственный план подготовки специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса.

- То есть на подготовку экономистов и юристов, которых сегодня переизбыток в стране, кредиты выдавать не будут?

- Будут. Мы подготовили проект приказа, который устанавливает порядок и критерии отбора вузов для участия в эксперименте. Там, помимо упомянутых мной востребованных специальностей, речь идет о вузах, которые принимают на специальности, по которым есть перепроизводство кадров. Главным критерием здесь должен стать высокий конкурс в предыдущем году. Иными словами, если в прошлом году на одно место по какой-либо специальности претендовало не менее двух абитуриентов с «четверками» и «пятерками», тогда студент этого вуза имеет право на получение кредита.

Важно отметить, что в эксперименте могут участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, имеющие государственную аккредитацию.

- Какие оценки должен иметь абитуриент, чтобы получить кредит?

- Получить кредит смогут те абитуриенты, которые показали хороший результат по профильному предмету ЕГЭ, но не добрали немного баллов до проходного – в пределах 20% от разницы между проходным баллом и минимальным баллом по этому предмету. Предположим, 60 баллов - это проходной балл на конкретную специальность по бюджету, минимальный балл – 20, в таком случае на получение кредита могут претендовать абитуриенты, набравшие от 52 до 60 баллов.

Если же молодой человек поступает на направление подготовки, где только внебюджетные места, тогда его результаты  по ЕГЭ должны быть в пределах 20% от разницы между максимальным количеством баллов на это направление подготовки в данном вузе и минимальным баллом.

- Будут ли иметь льготы при получении кредитов дети из малообеспеченных семей?

- Кредитование студентов - это мера социального обеспечения, но она рассчитана только на тех молодых людей, которые хорошо учатся.

- Сколько всего человек смогут получить кредит в этом году?

- Как я уже говорил, все те студенты, которые учатся на «4» и «5», а также имеющие хорошие результаты по ЕГЭ. Кроме этого перейти на кредитование на новых условиях смогут те студенты, которые сейчас учатся за счет кредитов по программе «Кредо» либо в рамках госэксперимента, который стартовал в начале 2008 года. Для них будет действовать одно исключение - мы не будем требовать от этих студентов учиться только на «четверки» и «пятерки» и по востребованным специальностям, потому что когда они брали кредит, таких требований не было. Мы не можем ставить ребят в заведомо худшие условия.

- В то время студенты брали кредит в валюте? Теперь его пересчитают в рублях?

- Теперь кредит будет выдаваться в рублях. Это принципиально важно, потому что курс может меняться. При этом я хочу подчеркнуть, что это не императив. Если студент захочет, он может оставаться на обслуживании в банке «Союз». Если же он пожелает перейти в те банки, которые будут участвовать в новом эксперименте (Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк), он может сделать это на новых условиях.

- В какой срок выпускники должны будут погасить кредит и проценты по нему?

- Срок возврата кредита мы увеличили с пяти до десяти лет. Теперь выпускник должен будет вернуть деньги банку в течение десяти лет после окончания вуза. По нашим расчетам, выпускник будет выплачивать порядка 6-7 тысяч в месяц. Кроме того, образовательные кредиты имеют так называемый льготный период. Это означает, что в течение всего периода обучения плюс три месяца, которые даются на трудоустройство, студент ничего не платит. В это время только государство субсидирует банку процентную ставку.

- Будет ли государство стимулировать студентов получать хорошие отметки?

- С этой целью мы хотим ввести правило, по которому студент, получивший  «тройку» две сессии подряд, не получит кредитный транш в очередном семестре. В таком случае он должен заплатить за этот семестр сам. Если после этого он «исправляется» и получает на следующей сессии только хорошие оценки, транши возобновляются.

- Владимир Владимирович, сколько выпускников, согласно прогнозу Минобрнауки, в этом году не смогут найти работу?

- Всего учреждения профобразования в России в этом году закончат около 1,5 миллионов очников, из них примерно 600 тысяч – выпускники вузов, 460 тысяч – техникумов и 400 тысяч - училищ.

Согласно данным регионов по состоянию на 1 июня, проблемы с трудоустройством будут иметь 11% выпускников вузов, 9% - ссузов и 10% - училищ.

Исходя из этого, можно подсчитать, что 146 тысяч человек имеют риск быть нетрудоустроенными. Причем без работы могут остаться более 50% выпускников вузов и ссузов, отучившихся по укрупненным группам специальностей «Экономика и управление», «Образование и педагогика», а также «Гуманитарные науки». Абитуриентам и их родителям стоит обратить внимание на эти цифры.

- Что государство предложит таким ребятам?

- Мы предлагаем выпускникам учреждений профобразования пройти стажировки на предприятиях, продолжительностью от трех до шести месяцев. Это временные рабочие места. Предприятие при этом получит компенсацию от государства в размере 4,330 тысячи рублей (сумма, равная МРОТ) на оплату одного рабочего места.

По нашему мнению, такая стажировка даст возможность выпускнику присмотреться к предприятию, а предприятию присмотреться к выпускнику, а в дальнейшем они смогут продолжить трудовые отношения уже на постоянной основе.

- Нужно ли, на ваш взгляд, в кризисных условиях вводить обязательное распределение или меры, связанные с квотированием мест для выпускников?

- На мой взгляд, это было бы ошибкой. Во-первых, мы никогда не построим нормальную рыночную экономику, если будем диктовать предприятию, кого брать на работу, а кого нет. Тем более, если будем навязывать людей, которые ему не нужны. Во-вторых, мы таким образом оказываем выпускнику «медвежью» услугу, потому что лишаем его необходимости стремиться быть конкурентоспособным. Когда все заранее определено - молодой человек уверен, что на работу его возьмут, какую-то зарплату обязательно предложат, ему не к чему стремиться. Я считаю, что это не правильно. Задача государства – предоставить каждому выпускнику место стажировки либо предложить другие возможности, которыми он может воспользоваться. Подчеркну: мы никого насильно не загоняем на стажировку, мы лишь предлагаем ребятам такую возможность.

- Будут ли переучивать юристов и экономистов, которые не смогут найти работу?

- Выпускники специалитета в этом году могут бесплатно поступать в магистратуру. Для этого мы почти в два раза по сравнению с прошлым годом увеличили число мест в магистратуре – до 35 тысяч. Поэтому молодой человек, который не найдет работу, может совершенно спокойно продолжить учебу. И не переучиваться, а приобретать к полученной им профессии дополнительную специальность. Например, имея базовое экономическое образование, он может пойти в профильный отраслевой университет и получить квалификацию экономиста в определенной отрасли производства, допустим, в металлургии или сельском хозяйстве. Тогда его конкурентоспособность как специалиста на рынке значительно возрастет.

Аналогично могут поступить и юристы. Например, если человек получил квалификацию «Гражданское право», то он может получить в магистратуре дополнительную квалификацию в области природоохранного законодательства, которое сейчас очень востребовано.

На этот вопрос можно посмотреть еще шире. Сегодня специалисты в междисциплинарных областях на вес золота. Если бы выпускник с дипломом юриста поучился в магистратуре по такому направлению подготовки как инновационный менеджмент, то он бы стал бесценным специалистом. Потому что он имел бы знание права и в то же время умел бы внедрять результаты инновационной деятельности.

- Когда вузы и научные учреждения смогут легально создавать малые предприятия?

- Соответствующий законопроект будет рассматриваться Государственной Думой во втором чтении 15 июля. Он позволит учреждениям науки и образования создавать малые инновационные предприятия, внося в качестве вклада в уставный капитал результаты интеллектуальной деятельности. Такой возможности раньше не было.

Это позволит активно внедрять те разработки, которые уже имеют вузы, а также пополнять и обновлять кадры на кафедрах.

Минобрнауки уже получило данные от 187 вузов, которые заявили о готовности создать 2,5 тысячи малых инновационных предприятий. Мы считает, что это позволит организовать от 25 до 30 тысяч рабочих мест, прежде всего, для выпускников вузов. А это немаловажно в нынешней кризисной ситуации.

- Какие еще есть меры поддержки выпускников?

- Мы считаем, что вузы должны помогать своим выпускникам устроиться на работу. Например, в тех из них, которые имеют стратегических партнеров в лице работодателей, процент нетрудоустроенных выпускников значительно ниже и составляет лишь 2-3%, а не 11%. Конечно же, работу по трудоустройству надо начинать не на пятом курсе, когда уже все свершилось и надо принимать экстренные меры, а гораздо раньше – с третьего или четвертого курс.

Кроме того, мы договорились с Рострудом, что включим данные федерального портала «Работа в России» в информационную базу межрегионального центра содействия занятости выпускников, который создан на базе МГТУ имени Баумана. Тогда выпускник вуза, техникума или училища, зайдя на привычный сайт своего учебного заведения, сможет сразу найти необходимые ему вакансии.

- Рейтинги вузов в России приобретают все большую популярность среди  абитуриентов и работодателей. Не планирует ли Минобрнауки выступить заказчиком рейтинга российских вузов?

- Мы считаем, что составлением рейтинга должны заниматься профессиональные сообщества. Рейтинг - это внешняя оценка работы вузов, а подсказывать профессиональному сообществу, как им оценивать выпускника, будет не очень корректно с нашей стороны.

Стоит отметить, что в общем образовании внешняя, независимая оценка уже создана в форме ЕГЭ. На мой взгляд, как бы ни критиковали ЕГЭ - это серьезный и удавшийся шаг, позволяющий оценить, с одной стороны, работу школы, а с другой – знания ученика. Кроме того, ЕГЭ помог снизить финансовые затраты семей при поступлении ребенка в вуз, потому что теперь не нужно ездить через всю страну для того, чтобы сдать вступительные экзамены в вуз.

- Однако многие россияне до сих пор предпочитают лично отвозить документы в вузы, которые находятся в других городах, и выстаивать многочасовые очереди.

- Мы все-таки живем в 21 веке, строим информационное общество, стараемся создать электронное правительство. Я не вижу смысла в том, чтобы стоять по нескольку часов в очереди, когда можно отправить документы по почте с уведомлением о вручении, спокойно ждать зачисления и отслеживать на сайте вуза, как все движется. Я не очень понимаю, зачем выпускнику школы из Владивостока ехать в Москву лишь для того, чтобы сдать документы в столичный вуз. При введении ЕГЭ мы ставили цель, чтобы этого не происходило. Я думаю, у нас еще остался некий стереотип поведения, а может быть, еще не все поняли, что есть такая простая, прописанная в приказе Минобрнауки  процедура.

 

Источник: РИА Новости

Другие матералы рубрики: