Поволжский Образовательный Портал

Болонский процесс: подготовка педагогов новой формации

Опубликовано 28 сентября 2004

Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества. Знаниями и образованием обеспечиваются от 40 до 70% прироста национального дохода любого развитого государства. Поэтому в современных условиях приоритетным считается решение задач, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности образования. Для реализации этих целей нашему государству нужно многое, но прежде необходимо подготовить педагогов новой формации.

Тем более что система высшего образования России уже претерпевает некоторые изменения в связи с участием России в Болонском процессе. Несомненно, Болонский процесс поможет укрепить позиции стран СНГ на мировом рынке образовательных услуг, годовой оборот которого, кстати, в конце прошлого века превышал 100 млрд. долл. (из них 18 млрд. зарабатывали США за счет целенаправленной работы по «рекрутированию» студентов). Грядущее взаимное признание дипломов, возможность экспорта образования будут способствовать повышению качества образования и его конкурентоспособности. Но членство в Болонском клубе накладывает на нас слишком серьезные обязательства...

В Европе действует двухуровневая система «бакалавр – магистр». Прохождение первого уровня продолжается от 3 до 4 лет и завершается присвоением степени бакалавра, что дает возможность работать в определенной области. Дальнейшее годовое или двухлетнее обучение по программам второго уровня ведет к получению степени магистра, которая открывает двери в научную и прикладную деятельность. Две основные ступени дополняет докторский уровень. Новое для нашего образования и так называемая кредитная система. При ней размерность обучения определяется количеством кредитных баллов, которые необходимо набрать для получения диплома. Каким образом это будет достигнуто – неважно. Подобный подход позволяет студенту не только участвовать в составлении собственной программы обучения, но и выбирать его форму. Приоритетом при этом является не фундаментальность подготовки, а общеобразовательный ценз. И в этом для нас – главная проблема. Копировать западные модели строго по кальке мы не можем.

Для сохранения базовых принципов нашего образования лучше, чтобы при подготовке бакалавра дисциплины и курсы по выбору в каждом цикле дополняли профильные дисциплины. И чтобы они обязательно сочетались с научно-исследовательской работой. Сегодня вузовский уровень обеспечивает получение студентом фундаментальных предметных и психолого-педагогических знаний, широкой общекультурной подготовки. При этом основным критерием является качество.

Как проверить это качество в будущем? К примеру, для определения качества, уровня и рейтинга английских университетов привлекаются различные общественные советы экспертов, которые осуществляют независимый аудит. Прогрессивной формой являются системы оценки, организованные самими учебными заведениями.

Исследования показывают, что у молодых специалистов есть проблемы в вопросах психолого-педагогических дисциплин, информатики, практических навыков. Фактором успеха может стать преемственность образовательного процесса. Довузовская подготовка эффективно может осуществляться в педагогических классах. Сопряженные с вузами образовательные программы педагогических колледжей позволяют их выпускникам продолжать обучение на втором или третьем курсе педагогических университетов.

Термин «колледж» во всем мире традиционно указывает на высшую ступень профессионального образования. В США в двухгодичных колледжах обучаются 5,5 млн. студентов, то есть 37% от общего количества. Выпускники английских колледжей получают высший национальный диплом, или степень бакалавра. К сожалению, в нашей системе статус бакалавра и должности, на которые он может претендовать, остаются недостаточно конкретизированными. Однако в русле Болонской декларации такой опыт можно использовать для подготовки бакалавров на базе колледжей. В деятельности педагогических колледжей могут эффективно развиваться перспективные направления: педагогики и информационных технологий; музыкально-эстетическое; социально-, коррекционно-педагогическое и другие. Вообще перспектива развития педагогических колледжей зависит от многих факторов, часто прямо противоположных. С одной стороны, с введением профильного обучения будут более востребованы учителя с высшим образованием. С другой стороны, долгосрочный прогноз отражает значительное увеличение потребности в воспитателях дошкольных учреждений и интернатов, педагогах дополнительного образования, то есть специальностях, не требующих полномасштабного высшего образования.

Кстати, хроническая нехватка преподавателей высшей квалификации сегодня не является печальной тенденцией только для отдельных регионов России, такое явление характерно практически для любой страны мира. Например, в 2002 году 1300 английских начальных школ объявили вакансии на должность директора из числа зарубежных специалистов. Увы, но уже стало традицией, что опытные специалисты трудоустраиваются в негосударственные учебные заведения, либо не по профилю полученной профессии. Хорошо было бы в этих условиях использовать и расширять опыт по целевой подготовке специалистов на контрактной основе. Неплохо было бы еще и предусмотреть педагогическую практику сроком до одного года, как условие получения диплома по типу врачебной интернатуры. Новая модель формирования студенческого контингента – это отбор на конкурсной основе наиболее подготовленной молодежи, которая, получив образовательные гранты и образовательные кредиты, имеет право выбора учебного заведения. К сожалению, пока педагогические вузы, по данным социологического опроса, в рейтинговые не попадают. А значит, надо бы подключить всесильный ПИАР.


По материаллам Независимой газеты.

Другие матералы рубрики: