Поволжский Образовательный Портал

Проблемы организации психологических и медико-социальных услуг в образовательных учреждениях стали темой «круглого стола», прошедшего в Губернской Думе

Опубликовано 15 октября 2009

 8 октября в Самарской Губернской Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «О проблемах организации психолого-педагогических и медико-социальных услуг в образовательных учреждениях Самарской области», организованное комитетом по образованию и науке. Заседание провел заместитель председателя Думы Николай Мусаткин. В мероприятии приняли участие депутаты-члены комитета по образованию и науке Сергей Андреев и Алексей Лескин, ученые, педагоги, директора школ и центров психолого-медикосоциального сопровождения.

Все участники «круглого стола» сошлись во мнение, что качественная реализация основных принципов государственной политики в области образования возможна только при условии комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования.

Такое сопровождение системы образования в Самарской области начало создаваться в 1994 году. На первых этапах в образовательных учреждений всех типов и видов было создано первичное звено службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения – в штат ОУ введены ставки педагогов-психологов. Также были созданы центры психолого-медико-социального сопровождения в качестве структурных подразделений в муниципальных отделах образования и региональный социопсихологический центр департамента науки и образования Администрации Самарской области. Последний выполнял научно-методическое, информационное и организационно-техническое обеспечение деятельности службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования в Самарской области. Такая модель была характерна для больших и некоторых средних городов области.

Затем, в связи с проведением в Самарской области федерального эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов, была проведена оптимизация службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования, а именно продолжена работа по введению ставок педагогов-психологов в штатное расписание образовательных учреждений, расположенных в средних городах области; методические психолого-педагогические центры, созданные в качестве структурных подразделений муниципальных отделов образования, переданы в Ресурсные центры.

С введением в ОУ Самарской области подушевого финансирования на основе нормативов бюджетного финансирования, которые не учитывали расходов на предоставление услуг по психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса и сложившейся неблагоприятной демографической ситуацией, в 2007 году было принято решение исключить ставки педагогов-психологов и социальных работников из образовательных учреждений.

Изучение эффективности работы службы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в 2008/09 учебном году показало, что с переходом на новую организационную модель увеличилось число обращений к педагогу-психологу. Повысилась удовлетворенность качеством оказываемых психологических услуг.

Однако участники заседания «круглого стола» отметили, что в настоящее время возникли следующие проблемы:

- нет четкого определения и распределения направлений деятельности структур, отвечающих за психологическую и социально-педагогическую помощь детям и подросткам;

- административного и профессионального подчинения педагогов-психологов и социальных педагогов;

- разделения функций между психологическими службами регионального и муниципального уровней;

- межведомственного взаимодействия;

- взаимодействия руководителей ОУ со специалистами (у руководителей ОУ было исключено право приема на работу конкретного работника, фактически работающего в ОУ, многие специалисты уволились и др.);

- отсутствия у руководителей ОУ прямой заинтересованности в качественном психолого-педагогическом и социально-педагогическом сопровождении образовательного процесса.

Кроме этого наблюдается тенденция позднего выявления проблем в развитии у школьников и проблем готовности к обучению в школе неорганизованных детей дошкольного возраста. Не выполняются установленные требования при составлении учителями и педагогами-психологами документации, представляемой на психолого-медико-педагогические комиссии.

Рассмотрев все предложения, участники заседания «круглого стола» рекомендовали Самарской Губернской Думе подготовить и направить обращение к председателю Правительства – Губернатору Самарской области В.В. Артякову с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса об увеличении норматива бюджетного финансирования на одного учащегося в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на величину расходов, предусмотренных на оказание услуг по психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ОУ. Правительству Самарской области было рекомендовано продолжить мониторинг эффективности различных организационных моделей службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса в ОУ. А также рассмотреть возможности: изменения организационной структуры службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования в Самарской области путем организации первичного звена в ОУ; увеличения норматива бюджетного финансирования на одного учащегося в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на величину расходов, предусмотренных на оказание услуг по психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ОУ; внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса в ОУ в целях определения направлений деятельности структур службы и разделения полномочий между структурами службы регионального и муниципального уровней.

 

Источник: Интернет-портал Самарской Губернской Думы

Другие матералы рубрики: