Поволжский Образовательный Портал

В Самаре решали, каким должен быть учебник

Опубликовано 16 октября 2009

Сегодня завершает свою работу первый Всероссийский семинар «Учебная книга нового поколения как механизм управления учебной деятельностью учащихся». В Самару на него съехались представители самых разных ведомств и организаций, имеющих отношение к учебной литературе для общеобразовательных учреждений. От издательств до министерства образования и науки РФ.

Вопрос, какой быть современной учебной литературе, совсем не праздный. С 90-х годов и до недавнего времени в этой сфере царила полнейшая неразбериха. Создавали и издавали учебники все, кому не лень. Учителя за голову хватались, каким отдать предпочтение.

Дошло до того, что высшее руководство страны посчитало необходимым вмешаться в этот процесс. И выработать систему требований, касающихся и содержательной части, и оформления учебников, и соблюдения санитарно-гигиенических норм. Но и сейчас, когда многие вопросы урегулированы, осталось немало проблем.

Общий тираж учебной литературы в этом году составил 830 млн экземпляров. В России издают учебники более 40 организаций в 12 регионах. Созданная федеральная комиссия занимается анализом всей номенклатуры их продукции и ревизией издательских центров. Результаты будут обнародованы в следующем году. Но учится-то детям надо уже сегодня. По каким учебникам?

На самарском семинаре, который организовали министерство образования и науки РФ и Федеральный институт развития образования при поддержке нашего Минобрнауки, искали ответы на этот главный вопрос. Ведь мир вокруг нас меняется очень быстро. И общеобразовательная школа должна адаптироваться к этим изменениям.

По словам заместителя директора департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Елены Низиенко, в этом году в сфере просвещения произошли два ключевых события – ЕГЭ и принятие новых образовательных стандартов, которые уже подписаны в федеральном министерстве и начнут действовать в будущем году с 1-го сентября.

«Мы стоим перед очень серьезными изменениями в содержании образования, - говорит министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников. - Учебная книга нового поколения должна вписаться в компетентностно-ориентированный образова-тельный процесс и содержать профильную, личностную составляющую, чтобы выпускникам школ было проще вступать во взрослый мир. Другое дело - выбор учебной литературы. Свое слово могут и должны сказать родители, управляющие советы школ. Вместе с администрацией они определяют программу обучения и, соответственно, подбор учебных книг». По словам министра, для школ области приобретается литература, рекомендованная федеральным министерством. Список охватывает практически все программы обучения, разрешенные

в РФ. «В этом году закупили около 6 млн экземпляров на 0,5 млрд рублей. У нас заключено 12 прямых договоров с издательствами. При этом исходили из принципа, что качество учебника влияет на качество знаний учащихся», - сообщил Овчинников. 

Министра образования Астраханской области Виталия Гутмана семинар привлек тем, что на нем руководители федерального министерства внесут ясность, как будет выстраиваться учебный процесс с введением новых образовательных стандартов, а также возможностью познакомиться с разными вариантами современной учебной литературы и вникнуть в передовые разработки самарских коллег, новаторство которых общепризнанно.

Свое видение новых учебников на семинаре представили многие издательства. Среди них самарский Издательский дом «Федоров» был явно не в числе последних. У некоторых изданий уже есть электронные сопровождения. И заниматься школьникам по таким учебникам куда интереснее, чем с привычными, даже богато иллюстрированными.

 

 

Источник: Волжская коммуна, Владимир КОМИН

Другие матералы рубрики: