Поволжский Образовательный Портал

Молодежь идет в науку не только ради денег. Мнение

Опубликовано 11 ноября 2009

В последние годы в России активно обсуждается проблема развития вузовской науки. В вузах достаточно способных молодых людей, готовых к научной работе, однако пока лишь немногие занимаются ею. Что может привлечь молодежь в науку – об этом в интервью РИА Новости говорит директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Татьяна Кузнецова.

- Татьяна Евгеньевна, одной из причин, почему молодежь не стремится в науку, называют уровень зарплат. Можно ли утверждать, что, пока они не достигнут достойного уровня, наука в вузах так и будет «в загоне»?

- Проблема притока талантливой молодежи сегодня актуальна не только для вузов, но и для академий наук и наукоемких компаний. Специфика этой проблемы для вузов заключается в том, что и в СССР и в России они (за редким исключением) были ориентированы исключительно на образование; интеграция с наукой была, так сказать, «побочным продуктом» деятельности. В последние два–три года ситуация стала меняться, молодежь «потянулась» в науку. «Люди науки» в значительной степени ориентируются на мотивы нематериальные –  социально значимые (интересная  работа, самореализация) и «личностные» (влияние атмосферы школы или вуза): факт подтвержден результатами многочисленных обследований, в том числе социологического опроса почти трех тысяч российских ученых, проведенного нами в 2007 году. Это не означает, что материальная составляющая не важна – есть коммерческая наука, появился тип ученого-предпринимателя. Но для части связанных с наукой людей главное – реализоваться творчески (повод политикам и управленцам задуматься о действенных стимулах для привлечения таких в науку). Чтобы придать динамичность и усилить эффективность научной деятельности, одного повышения оплаты труда явно мало. Нужно решать более широкий круг задач, связанных с повышением престижа этой деятельности, популяризацией научных достижений, осознанием важности науки для развития экономики, государства, общества. Одно из возможных направлений –  развитие у студентов «вкуса» к научной работе. 

- Как, вы считаете, как следует развивать этот «вкус»?

- Способы могут быть разными. С этого года, к примеру, реализуется федеральная программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Она нацелена в том числе на привлечение в науку талантливой молодежи, поддержку проектов по созданию научно-образовательных центров и исследовательских групп, куда войдут также аспиранты и студенты. Другой путь – поддержка исследовательской деятельности соискателей ученых степеней. И тут важны объемы финансирования. Любая программа в науке должна иметь адекватное финансовое обеспечение, причем с учетом того, что исследование может идти несколько лет. Иначе как получать (и требовать) результат? Наряду с государственной поддержкой значимы инициативы самих научных организаций и вузов. 

- Что это за инициативы? Что они дают студентам?

- Очень многое. В ГУ-ВШЭ, например, «пестуют» свои научные подразделения, даже в тяжелые времена находят средства для поддержки научного поиска, в частности в рамках Научного фонда, финансируемого из средств университета. В проектах могут участвовать студенты и аспиранты. На сайте ГУ-ВШЭ студенты могут найти информацию и о других возможностях, (попробовать себя в исследованиях.

- А что происходит сегодня в российской  науке? Как отразился на ее развитии рост ассигнований?

- Рост ассигнований действительно происходит и довольно высокими темпами. Это позволило несколько увеличить зарплаты, например, в академиях наук. Улучшилось материально-технического обеспечение, стало закупаться новейшее оборудование. Но в целом наша наука продолжает быть в состоянии стойкой стагнации. Причины – самые разнообразные. По масштабам финансирования мы по-прежнему в разы отстаем от лидеров мировой экономики. А действительно заметное наращивание расходов на науку (в сопоставимых ценах) в основном за счет бюджетных средств длится всего 3 года. До этого был 15-летний период явного и значительного недофинансирования. По сути, за исключением 2-3 лет, доля всех ресурсов, которые страна направляла на поддержку научно-технологического комплекса, колебалась вокруг 1%.

- Куда расходуются эти средства?

- Во многом на поддержку сети научных учреждений. Причем процедура оценки результативности их работы пока лишь внедряется.  Через конкурсные механизмы распределяется менее 40% бюджетных ассигнований. А если учитывать все расходы на науку (бюджетные и внебюджетные), еще меньше – 15-20%. 

- Что же нужно, чтобы молодежь не просто шла в науку, а оставалась в ней?

- Повысить престиж научной деятельности. Усилить ее конкурентоспособность на рынке труда (за счет материально-технической обеспеченности на современном уровне и роста оплаты труда). И не следует недооценивать, условно говоря, «рекламу и пропаганду».

 

Источник: РИА Новости, Ольга Криволуцкая

Другие матералы рубрики: