Поволжский Образовательный Портал

Российскому бизнес-образованию нужна система оценки качества - Евенко

Опубликовано 18 ноября 2009

В России сейчас существует множество различных программ по бизнес-образованию, предполагающих получение степени Мастер делового администрирования (Master Business Administration, MBA ). Но конкурентоспособно ли оно? Часто ли наши программы получают западные аккредитации? На эти и другие вопросы в интервью РИА Новости отвечает президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства Леонид Евенко.

- Леонид Иванович, при наличии такого разнообразия программ по бизнес-образованию, отработан ли механизм оценки их качества?

- К сожалению, нет. Есть система лицензирования на основе госстандартов, но она оценивает лишь предпосылки к созданию хорошей программы. Аттестация, которую проходят бизнес-программы в вузах, где они есть, неэффективна: на отдельные бизнес-школы эта аттестация не распространяется, а в комиссию, как правило, входит только один эксперт, иногда не вполне компетентный. За образец нам надо брать механизм западных аккредитаций.

- Как там проверяется качество бизнес-образования – программы МВА?

- У каждой западной ассоциации собственная система. Европейские обычно практикует составление отчета, но он не просто передается в комиссию, его обычно представляет группа из 5 человек, многие из которых должны быть независимыми экспертами: чиновники или бывшие преподаватели программ других школ. В США уже 50 лет действуют специальные междуштатные комиссии. Приезжая в школу, комиссия указывает на отклонения от стандарта, школе назначают ментора и дают несколько лет на то, чтобы исправить все недостатки.

- Есть ли примеры получения подобных аккредитаций российскими бизнес-школами?

- Единицы: у восьми есть аккредитация английской The Association of MBAs (AMBA), у шести – Central and East European Management Development Association (CEEMAN), еще 3 школы получили аккредитацию European Foundation for Management Development (EPAS), но по магистерским программам, а не по MBA. Все это аккредитации европейских ассоциаций. Пока в России нет ни одной школы, которая бы получила аккредитацию американских ассоциаций. Еще почти 90% школ MBA в России сейчас вообще не в состоянии пройти зарубежные аттестации. Приходится констатировать: уровень MBA у нас ниже зарубежного. Но будущее все равно за интеграцией. На мой взгляд, в ближайшие 5 лет наличие иностранной аккредитации будет необходимо, чтобы выжить на рынке, и рано или поздно нам придется войти в мировой рейтинг программ. Пока же единственные, кто туда сможет войти и не оказаться в самом низу списка – это созданная в рамках приоритетного национального проекта «Образование» бизнес-школа «Сколково», созданная на частные средства.

- Почему российские программы MBA не попадают в рейтинги?

- По двум причинам. Первая – зарплаты выпускников программ MBA. По международным меркам они у нас низкие. Для попадания в рейтинг они должны составлять около 100 тысяч долларов в год. Вторая причина – отсутствие научных публикаций преподавателей бизнес-школ. Существует список из 40 журналов по менеджменту и бизнесу на английском языке, где рекомендовано публиковаться преподавателям школ MBA. Но большинство специалистов, читающих хорошие курсы, работают в разных школах по 10 часов в сутки. В таких условиях ни о какой научной деятельности речи идти не может. Хотя сейчас многие школы стали над этим задумываться: в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета поставили стратегическую цель – создать исследовательскую школу на уровне западных и начали сотрудничать со школой бизнеса имени Хааса Калифорнийского университета (Беркли, США).

- Можно ли сказать, что российские программы MBA неконкурентоспособны на мировом уровне?

- Не все, но больше половины их явно не соответствуют западным стандартам. По содержанию программ и набору курсов мы мало отличаемся от того, что предлагают заграничные коллеги, наши студенты занимаются по той же литературе, но есть специфика MBA в России: наши студенты хотят знать больше, а это значит, что их знания заведомо будут поверхностными. В большинстве западных школ осваивают 20-25 курсов, у нас – 35-40; наши преподаватели преподают хуже зарубежных (конечно, есть исключения). И подход к приему в бизнес-школу у нас другой – конкурс как таковой отсутствует. На западе отбирают способных, у нас же в большинстве случаев важна платежеспособность претендента на бизнес-образование. И получается, что из 40 человек в аудитории примерно 10 воспринимать материал не готовы.

- Как решать эти проблемы?

- К системе оценки бизнес-образования должно подключиться государство – профессиональное сообщество оценивать качество преподавания в бизнес-школах не способно: в РАБО входят руководители тех самых школ бизнеса, которые следует проверять, что явно вступает в противоречие с необходимостью судить беспристрастно. Нельзя перекладывать данные функции и на работодателей. Они умеют вести бизнес, но не профессионалы в образовании, не знают программ MBA и специфики обучения. Хотя без их консультаций обойтись будет нельзя.

 

 

Источник: РИА Новости

Другие матералы рубрики: