Поволжский Образовательный Портал

Инвестиции в научно-образовательные центры поднимут уровень производства

Опубликовано 07 декабря 2009

Самарский государственный аэрокосмический университет стал одним из 14 высших учебных заведений России, получивших статус национальных исследовательских университетов. Это дает ему не только право на 1,8 миллиарда дополнительных бюджетных средств, но и возможность реализовать новые учебные стандарты, способные вывести предприятия аэрокосмической отрасли на мировой конкурентный уровень. О путях этого процесса корреспондент "РГ" беседует с проректором по науке и инновациям СГАУ доктором технических наук Евгением Шахматовым.

Российская газета: Евгений Владимирович, известно, что в конкурсе участвовало 138 вузов, что позволило именно вам войти в число победителей?

Евгений Шахматов: Преимущество программы, представленной СГАУ, в том, что она ориентирована на развитие конкретных отраслей промышленности и подразумевает их полный переход на компьютерные технологии. Она, по сути, является развитием проекта инновационных образовательных программ, в котором мы участвуем с 2006 года. Но сегодня перед нами стоит более сложная задача - создать на базе СГАУ научно-образовательный центр мирового уровня в области развития авиационной и ракетно-космической промышленности. Это позволит не только проводить масштабные исследования на перспективу, но и готовить специалистов нового поколения и через них внедрять инновационные разработки в современное производство.

РГ: Вы повышаете стандарты образования?

Шахматов: Статус национального исследовательского университета дает вузу право самому разрабатывать учебные программы. При этом они могут касаться и тех направлений, на которые пока нет стандартов, но потребность в подготовке специалистов по которым крайне высока. Так скажем, у нас есть специальности, связанные с математикой и вычислительной техникой, и есть в самолето- и ракетостроение. Но, чтобы быть сегодня конкурентоспособными в мире, необходимо, чтобы специалисты отлично владели не только знаниями в ракетно-космической области, но и технологиями компьютерного моделирования, проектирования, создания виртуальных объектов летательных аппаратов и двигателей. Это позволит создавать технику сначала в компьютерном поле, проиграть с ней все возможные варианты, вплоть до испытаний, довести виртуальные образцы до совершенства и лишь затем создавать реальные изделия. Это сократит время на разработку и запуск изделия с 10 до двух-трех лет.

Но таких специалистов-универсалов в России пока нет, их надо готовить. Преимущество СГАУ в том, что мы можем делать это не с нуля, а на фундаменте собственных наработок. В университете на базе факультета двигателей летательных аппаратов уже 15 лет ведется сквозная компьютерная подготовка, когда студентов уже с первого курса учат моделированию и проектированию не за устаревшими кульманами, а за мониторами.

РГ: Производство готово сегодня поддержать этот сквозной процесс становления специалиста?

Шахматов: На сегодня это главная проблема. Мы можем бригадным подрядом поставлять подготовленных таким образом специалистов, но предприятия с устаревшей производственной базой не готовы обеспечить их работой.

Оазисом благополучия в этом плане является центр "ЦСКБ Прогресс", в который у нас ежегодно берут до 200 выпускников. Здесь помимо ракет и космических аппаратов переводят на цифровое проектирование, изготовление и испытания другие изделия. В частности, очень интересный тренировочный среднемагистральный самолет "Рысачок", который должен прийти на смену устаревшим Якам. Кстати, производство этой машины ЦСКБ освоил тоже с помощью наших же ученых и студентов. Важно и то, что специалисты, которых мы готовим по новым программам, востребованы и в мировых проектах. Достаточно сказать, что космодром Куру в Южной Америке был спроектирован именно под наши современные ракеты, и поэтому вся документация, проектирование, производство и запуск там должны идти на основе цифровых технологий всех этапов жизни ракеты.

- Государственный грант позволит поднять жизненный уровень преподавателей и сотрудников университета, ведь бедный ученый больше думает о хлебе насущном, чем о граните науке.

В течение пяти лет СГАУ получит 1,8 миллиарда рублей, но мы не можем потратить их на зарплату сотрудникам. Они должны ее зарабатывать сами, с помощью своих исследований. А вот базу для занятий наукой на эти средства создать удастся. В этом году мы нарастим мощность нашего суперкомпьютера до десяти триллионов операций в секунду, в дальнейшем планируем увеличивать этот лимит, что позволит решать практически любые задачи не только в области обучения, но конструирования высокотехнологичных изделий. У нас еще с 2006 года отрабатывается система одновременного создания изделия и производства для него; цехов, логистики, схемы взаимоотношения с поставщиками. Задача на сегодня - интегрировать эту систему в образовательную деятельность, создать на базе ведущих кафедр такие исследовательские центры, куда бы обращались со своими заказами предприятий, и не из-за дешевизны (чем подчас грешат недобросовестные фирмы, выигрывающие торги), а потому, что на столь высоком уровне эти работы нигде, кроме СГАУ, выполнить не могут. Вот к этому надо стремиться.

РГ: В исследовательском центре должно быть больше науки, но как быть с тем, что до 80 процентов времени профессора и доктора наук тратят на лекционную практику?

Шахматов: Эту проблему мы решим в ближайшие два-три года, перейдя на новый уровень образовательной деятельности через исследования. 30-40 процентов времени преподаватель будет работать в аудитории, а остальное - вместе со студентами и аспирантами - в новых исследовательских комплексах. Это повысит не только эффективность научного поиска, но и качество образования.

Что же касается забот о качестве повседневной жизни специалистов, то в исследовательском центре они тоже поднимаются на новый уровень. Не без гордости скажу, что СГАУ первым в России при поддержке федерального центра и областного правительства еще в декабре прошлого года ввел в строй социальное общежитие на 60 двухкомнатных квартир. В перспективе строительство еще одного такого дома. Только если мы будем всячески поддерживать молодые таланты, они придут в науку и на производство.

 

 

Источник: Российская газета

Другие матералы рубрики: