Поволжский Образовательный Портал

Наука должна приносить вузам доход - эксперт

Опубликовано 08 декабря 2009

О том, как вузы организуют научную работу и привлекают к исследованиям студентов, РИА Новости  рассказал проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Павел Кадочников.

- Павел Анатольевич, на какие средства сегодня живет вузовская наука?

- Есть несколько источников, каждый из которых может быть использован. Первый источник – это гранты и бюджетные деньги, выделяемые на фундаментальную науку. Второй – выполнение прикладных научно-исследовательских работ (НИР) по заказам органов государственной власти. Различные федеральные и региональные ведомства выставляют большое их количество на конкурсы, в которых участвуют все достаточно активные в этом плане вузы. Третий источник – средства компаний, у которых также есть потребность в решении научных задач.
Чтобы в полной мере использовать вторую и третью возможности, вуз должен занимать активную позицию, уметь выделить и предложить свои сильные стороны, хорошо ориентироваться на рынке. Здесь речь идет не о неспешной (таково зачастую о ней представление) работе в научном институте, а о четко организованной проектной деятельности, ориентированной на конкретного заказчика, с четко установленными сроками и оплатой.

- Прикладные разработки – это только способ заработать деньги, в том числе, на проведение фундаментальных исследований?

- Решение прикладных задач дает возможность обеспечить дополнительной работой вузовский научный коллектив с тем, чтобы его члены могли заниматься не только преподаванием, но и наукой и не заниматься совсем посторонней деятельностью исключительно для заработков.
Но важнее даже не это, а то, что преподавание в вузе и качество подготовки студентов по многим профильным дисциплинам сильно зависят от того, насколько преподаватели ориентируются в актуальных проблемах, в современной ситуации. Решение прикладных задач этому очень помогает.

- У многих студентов есть стереотип, что научная работа – это бесперспективная, низкооплачиваемая деятельность. Как в этом случае вовлекать их в науку?

- Желание студентов заниматься наукой, как и наличие подобных стереотипов, во многом зависят от политики конкретного вуза. Мы считаем, что привлекать к науке студентов необходимо, - это вопрос укрепления научного и учебного потенциала вуза, повышения качества образования.

В ВАВТе студенты привлекаются к проектной научно-исследовательской работе, что позволяет им не только почувствовать, что это такое, но и часто развеивает мифы о ее бесперспективности. Студенты получают возможность поработать в творческой коллегиальной обстановке с ведущими учеными и практиками, познакомиться с современными подходами и моделями, зарекомендовать себя. Кроме того, научная деятельность не привязывает студентов к жесткому графику, к какому часто привязывает занятость на стороне, вынуждая их пропускать занятия, что отрицательно сказывается на их образовании.

Студенты ощущают наличие спроса на научные исследования как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, включаются в научную работу, участвуют в работе научных кружков.

- Должны ли существовать в вузе отдельные структуры для научной деятельности?

- Здесь нет универсального рецепта. Для научных сотрудников преподавание – желательная, но не обязательная часть работы. В крупных университетах, как правило, существует значительное число самостоятельных подразделений, организующих научно-исследовательскую работу. У нас тоже есть два исследовательских центра – прикладных и фундаментальных исследований, где работают наши сотрудники и привлекаемые специалисты. При этом под конкретные проекты часто формируются проектные группы, не привязанные жестко к организационной структуре.

- Существуют ли какие-либо внешние трудности, препятствующие развитию научного потенциала вузов?

- Да, конечно. Во-первых, современная система бюджетного финансирования нацелена, в первую очередь, на регламентацию процедур и контроль за расходованием бюджетных средств – безусловно, важная задача для бюджетной системы. Следствием такого регулирования являются недостаточная гибкость и ограничения для финансирования исследований в рамках проектных подходов, в том числе по перспективным, «задельным» темам, по которым еще нет заказчиков. Есть и проблемы, связанные с созданием и последующим использованием нематериальных активов, в том числе для коммерциализации. Принятый недавно закон о создании дочерних предприятий при вузах, конечно, помогает, но все равно не решает всех проблем.

Во-вторых, и государственные органы, и бизнес сейчас демонстрируют пониженный интерес к фундаментальным исследованиям, ориентированным на долгосрочную перспективу. Наши заказчики и в лице государства, и в лице компаний постепенно учатся выстраивать собственную долгосрочную стратегию, но сейчас их интересуют, прежде всего, краткосрочные задачи. Очевидно, со временем ситуация будет меняться, и это – вопрос развития экономики страны в целом. А пока вузы должны прикладывать усилия для поиска и формирования проектов, потому что развитие науки в высшей школе – это проблема активности самих учебных заведений, которые должны уметь сделать рыночными собственные готовые и потенциальные разработки.

 

 

Источник: РИА Новости, Мария Грачева

Другие матералы рубрики: