Поволжский Образовательный Портал

Для этого высшего учебного заведения социальные задачи - прежде всего

Опубликовано 19 февраля 2010

Самарский муниципальный институт управления не так давно перешел на более высокую ступень, получив статус академии. Но его руководство не собирается останавливаться на достигнутом. О том, как продвигается развитие единственного в городе муниципального вуза, рассказал его ректор Валерий Семенычев.
- СМИУ за последние несколько лет достиг если не своего расцвета, то - однозначно - очень достойных результа­тов. Как в это время была выстроена его работа?
- Нашему институту уже одиннадцать лет. Но два с половиной года назад пришла новая команда, которой было сделано очень много. На момент прихода целого коллекти­ва этих людей остепененность (количество людей со степенями кандидатов и докторов наук. - Ред.) вуза составляла 45%, что явля­ется очень низким показателем. Штатность тоже составляла 45 %, хотя по аккредитаци­онным показателям института необходимо не менее 50%. Вот в таком состоянии нам и досталось высшее учебное заведение. Мень­ше чем через год должна была состояться аккредитация, которая могла закрыть нас. В его деятельности имели место нарушения финансового и юридического характера, ис­пользовались неверные нормативные доку­менты, имелись долги по налогам, институт­ская наука практически не развивалась.

- Что все-таки изменилось в вузе с приходом нового руководства?
- Спустя несколько дней после моего на­значения начались исправления недостат­ков, был произведен целый ряд кадровых изменений, в том числе уволен главный бух­галтер. Недавно даже стало любопытно: кто остался от кадрового состава прежнего ин­ститута? Поясню сразу: люди, которых мы сохранили, хорошие профессионалы. Но процент замены все равно высок: например, на кафедре права из предыдущего состава никого нет, есть и сохранившие 80% свое­го состава. На кафедре, которой руковожу я, осталось 14% от прежнего набора. Зато каче­ство кафедры заметно изменилось в лучшую сторону. Теперь у нас четыре доктора наук, остепененность 80%.

В вузе за два года увеличили объемы научно-исследовательских работ в 45 раз. Показатели, с которыми вуз шел на аккре­дитацию в виде академии, очень неплохие: штатность - 78%, остепененность - 64%.

- Это в то время как во многих вузах Самары прослеживается тенденция к ухудшению качества обучения.

- Сегодня ситуация в высшей школе своеобразная. Я согласен с тем, что мно­гие коммерческие институты не дают хо­рошего образования, скорее, это организа­ция выдачи дипломов в рассрочку с очень низкими итоговыми показателями зна­ний выпускников. В этих институтах зача­стую нет хороших библиотек, не налажена культурно-воспитательная работа и науч­ная работа со студентами, преподают много внештатников-совместителей, которые бе­гают из одного вуза в другой.
Мы же резко увеличили количество пре­подавателей со степенями как с помощью работы с новыми людьми, так и активизаци­ей деятельности аспирантуры, докторанту­ры. Сразу начались защиты кандидатских и докторских диссертаций. Только в этом го­ду запланированы как минимум 4 - 5 защит докторских. Для сравнительно небольшого вуза, в котором всего 240 преподавателей, это достаточно хороший показатель.

- Что же будет представлять собой новое поколение чиновников?
- Не думаю, что нам удастся воспитать но­вых мэров или их первых заместителей, зача­стую их назначение носит и политический ха­рактер. Но думаю, что квалифицированную среднюю управленческую структуру мы вос­питаем. Более 80% наших выпускников се­годня работают в администрации города и об­ласти, в городской и губернской Думах. При­ятно, что они следят за развитием институ­та. Часто задают вопросы: «А что, правда, что такая аудитория отремонтирована? Появи­лось много новых компьютеров и электрон­ные доски?» и т.д. Да, это правда. Мы сделали то, что не сделало предыдущее руководство: внедрили новые информационные техноло­гии в обучение, стали существенно больше (с 17% бюджета до 48%) зарабатывать. Мы занимаемся разработкой программы элек­тронных торгов, программы ЖКХ, програм­мы по оптимизации структуры и числа со­трудников администрации и др. С одной сто­роны, получается, что в последнем случае мы как бы рубим сук, на котором сидим, со­кращая число чиновников. Однако мы убеж­дены, что они должны стать другими, суще­ственно более квалифицированными, ис­пользующими современные, в том числе ин­формационные технологии управления. По­тому и улучшаем квалификацию сотрудников администрации. Кроме того, мы издаем мно­го учебников для учебного процесса, для ма­лого бизнеса, для организации и реализации местного самоуправления. Например, я явля­юсь одним из авторов изданной в Москве мо­нографии «Корпоративное управление. На­стольная книга для глав муниципальных об­разований». Этот труд должен помочь им принимать правильные решения, ориенти­роваться в тех разработках мирового уровня, которые существуют сегодня. Наша деятель­ность оценена: я стал победителем Седьмо­го конкурса на лучшего муниципального слу­жащего. Мы — единственный муниципаль­ный вуз в России (а их всего 46), который стал академией. Набор в наш вуз за послед­ние годы не упал, даже немного увеличился. Дополнительно мы приняли, только что, бо­лее четырехсот студентов из закрытого са­марского филиала Московского финансово- экономического института.

- В вашем вузе появились новые спе­циальности.

- Их было семь, сейчас - десять. Это и пользующееся большим спросом го­сударственное муниципальное управле­ние, финансы и кредит, экономика управ­ления предприятием (городское хозяй­ство), психология, управление персоналом, социально-культурный сервис и туризм. В настоящее время у нас появилась специаль­ность «связи с общественностью». Кроме то­го, была открыта специальность «приклад­ная информатика в менеджменте». Убежден, что современный управленец должен знать и применять информационные технологии. Но мы не просто учим узких специалистов, мы внедряем информационные технологии в учебный процесс. У нас электронные учеб­ники, тесты. Сначала мы обучили своих пре­подавателей, которые потом учат студентов. Третья специальность, которую мы открыли с этого года, «менеджмент организаций» со специализацией «менеджмент в спорте». Мы будем воспитывать менеджеров, которые бу­дут работать на городской спорт. Новая спе­циальность пользуется спросом, к нам при­шел не один десяток мастеров и фанатов спорта.
На этом мы не остановимся, есть еще планы развития. Кстати, сейчас мы начали зимний набор на второе высшее образова­ние. Закончится он 15 марта. Мы ждем лю­дей, которые хотят учиться на заочном от­делении. Летом будет проводиться набор на все наши специальности и на ряд направ­лений на бакалавра. У нас работают подго­товительные курсы. Есть договор с администрацией. Это козырная карта, потому что сегодня многие вузы не имеют возможности направлять своих студентов на практику. В наш вуз поступают люди из других регио­нов. Есть Пенза, Ульяновск, Казахстан. По­следняя новость – мы, первыми из вузов Са­марской области, стали автономной неком­мерческой организацией: сохраняя долю бюджетного финансирования, мы получи­ли большую экономическую самостоятель­ность. Постараемся оправдать доверие ад­министрации г.о. Самара.

- Как вы относитесь к введению еди­ного государственного экзамена?
Выполняем прием по ЕГЭ, но против него весь мой сорокалетний педагогиче­ский опыт, в том числе в приемных комисси­ях. Как можно принимать по экзамену, кото­рый не ориентирован на специальность, со­ставлен, как правило, нелепо? Он не помо­гает ни оценить знания, ни решить органи­зационные проблемы. В прошлом году мы буквально захлебывались от поданных за­явлений. Бестолковщина. «Зуд реформатор­ства». Я вижу в сегодняшнем ЕГЭ непрофес­сионализм и оторванность от жизни. Требу­ется более мудрое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Самарской газеты

Другие матералы рубрики: